Объективные новости через призму совести

Какие изменения внесли в правила воздушных перевозок?

26 декабря 2024
Какие изменения внесли в правила воздушных перевозок?

Автор: Виктория Лисунова

Пассажирам следует быть предельно внимательными, приобретая билеты на самолет, ведь за выгодной стоимостью может скрываться множество подводных камней. Как, например, в случае с оформлением перелета одним бронированием, другими словами, покупая сразу два билета — туда и обратно.

Сегодня, в случае неявки пассажира на первый рейс, авиакомпания вправе аннулировать в том числе и обратный билет. Однако это можно считать серьезным нарушением прав путешественников. Такое положение дел становится все более актуальным в свете современного авиапассажирского сервиса. Но, начиная с 1 сентября 2025 года, согласно новому Порядку взимания платы за авиаперевозки, который разработал Минтранс России, опоздавшие на рейс смогут воспользоваться своим обратным билетом. Кроме того, перевозчики больше не смогут брать с пассажиров дополнительные комиссии за аннулирование перевозки или изменение её условий.

Согласно международным стандартам и законодательству в области защиты прав потребителей, пассажиры имеют право на получение услуг, за которые они уже заплатили. Когда авиакомпания аннулирует обратный билет, не дождавшись явки на первый рейс, это является прямым нарушением этих прав. Пассажир, который приобрел билет в две стороны, фактически теряет возможность воспользоваться услугами по возвращению не по своей воле.

«Мы просили министерство найти нормативное решение, чтобы права пассажиров не нарушались, обратив внимание на проблему с аннулированием обратных билетов при неявке на первый рейс. Пассажир оплатил этот билет, он готов лететь. С какой стати его этой возможности лишают? Я рад, что в министерстве нас услышали и поддержали», — подчеркнул председатель Общероссийского объединения пассажиров ООП Илья Зотов.

Следует учитывать, что неявка на первый рейс может происходить по вполне уважительным причинам. Это может быть связано с проблемами со здоровьем, задержкой транспорта, несчастным случаем и другими обстоятельствами. Система аннулирования билетов в таких случаях игнорирует индивидуальные ситуации.

«Конечно, проблема это актуальная. Я знаю, что люди очень часто жаловались на сложившуюся ситуацию, считали ее несправедливой, не понимали, почему в случае опоздания на рейс им автоматически аннулируют обратный билет. А если аэропорт, например, был не конечной точкой маршрута, а транзитной, это могло еще и привести к лавинообразному росту непредвиденных расходов», — подчеркивает председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин.

Кроме того, подобная практика может противоречить условиям договора, на основании которого пассажир приобрел билет. Авиакомпании часто не информируют пассажиров о правилах аннулирования обратного рейса, и, следовательно, многие из них остаются в неведении о возможных рисках. Это создаёт ситуацию неосведомленности, и пассажир оказывается в сложной ситуации, когда не знает, как защитить свои права.

Какие проблемы могут возникнуть ввиду аннулирования обратного билета?

  • Потеря средств. Одной из самых очевидных проблем является финансовая потеря. Многие авиакомпании имеют строгие правила относительно аннулирования билетов: если пассажир пропускает первый рейс, весь билет может быть аннулирован.
  • Трудности с повторным бронированием. Если вы не воспользовались первым рейсом, и ваш обратный билет был аннулирован, вам придется заново бронировать билет на обратный рейс. Это может стать существенно более дорогим удовольствием, особенно если у авиакомпании остались только дорогие тарифы.
  • Проблемы с визами и пограничными вопросами. Если ваш обратный билет был аннулирован, а вы находитесь за границей, это может вызвать серьезные проблемы с визами. Некоторые страны требуют подтверждение обратного вылета для въезда, и отсутствие такого подтверждения может стать причиной отказа во въезде или даже депортации.
  • Негативное влияние на репутацию. Авиакомпании, которые в результате аннулирования билета сталкиваются с частыми жалобами клиентов, могут начать воспринимать вас как проблемного пассажира. Это может оказать влияние на будущее взаимодействие с данным перевозчиком, включая возможность приобрести путешествие по более низким ценам или воспользоваться бонусами.
  • Стресс и неразбериха. Отмена билетов, повторное бронирование и бесконечные звонки в службу поддержки авиакомпании могут вызвать значительный стресс и трату времени. Это также может испортить общее впечатление от поездки и отдыха.
Читать все материалы