Объективные новости через призму совести

Отечественные авиакомпании в сентябре поднимут цены на билеты

13 сентября
Отечественные авиакомпании в сентябре поднимут цены на билеты
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) решила обратиться к Минтрансу с прошением об изменении планов относительно увеличения сборов на ремонт аэродромов. До этого Федеральной антимонопольной службой было утверждено повышение сбора для отечественных перевозчиков на 37% за авиапередвижения внутри страны. За полеты на международных рейсах сбор увеличили и вовсе вдвое. За счет вырученных средств хотят до 2030 года произвести реконструкцию не менее чем 50 аэродромов. Однако, отметили в АЭВТ, такие обновленные размеры сборов неминуемо приведут к росту стоимости билетов и, как следствие, сокращению спроса на них, передает «Коммерсантъ», ссылаясь на копию письма ассоциации.

В АЭВТ входит 23 самых крупных авиакомпании страны. Но если раньше ассоциация обращалась в Минтранс, чтобы рассмотрели продление субсидий авиаперевозчикам на 100 млрд руб. (в апреле 2023), то сегодня ей приходится просить повременить со «взлетом» ставки на ремонт аэродромов. До 2030 года собираются охватить как минимум 50 объектов. При этом ежегодно расходы на реконструкцию составляют порядка 12 млрд рублей. Финансировать задуманное планируют за счет средств, полученных от увеличения аэронавигационных сборов.

По приказу службы, вступающему в силу уже 17 сентября, для отечественных авиакомпаний сборы поднимутся с 1200 до 1600 руб. за 100 км полета по территории России и с 4600 до 9200 руб. при полетах за границу. Тем не менее для зарубежных перевозчиков ставки останутся прежними – $161 (14 500 руб.) за 100 км.

АЭВТ не остался в стороне и оценил сумму в 12 млрд руб. в год как весомую нагрузку на авиакомпании. Тут стоит уделить внимание выгоде авиакомпаний от своей же работы. Не будем брать в расчет 2022-й, когда из-за санкций российские авиаперевозчики «закрыли год» с общим убытком от продаж в размере 144 млрд руб. За первое полугодие 2023-го «Аэрофлот» тоже получил чистый убыток – 1,6 млрд руб. по РСБУ, хотя это уже было почти в 24 раза меньше в сравнении с аналогичным периодом минувшего года. Не так давно «Аэрофлот» объявил, что все-таки смог выйти на чистую прибыль. Между тем от увеличения сборов придется ждать серьезных последствий. Не только вырастет стоимость билетов и снизится на них спрос, но и ухудшатся конкурентные позиции относительно зарубежных компаний.

Поэтому АЭВТ снова кое-что придумал: внести в проект возможность реализации ремонтных работ благодаря местным бюджетам или собственным деньгам аэродромов. Также предлагается добавлять описание оценки потребностей со стороны аэродромов по части реконструкции. Разумеется, АЭВТ не забыла об иностранных перевозчиках и предложила повысить сборы и для них. На этом ассоциация не остановилась. Увеличение ставок для «родных» компаний на внутренних рейсах было предложено ограничить 10% в связи с «социальной значимостью подобных маршрутов».

Тем не менее, утверждает Федор Борисов, будучи главной аналитического центра ГосНИИ ГА, аэронавигационные сборы с отечественных авиакомпаний окажутся ниже, чем от зарубежный, даже после того, как сборы вырастут. Эксперт считает, что данная мера – «шаг в правильном направлении» для решения проблем дисбаланса в отрасли.

Теперь поговорим о стоимости авиаперелета по России. В первом полугодии текущего года она взлетела почти на 20%, достигнув в среднем 9150 руб. По крайне мере, эту цифру озвучил Роман Старовойт, глава Минтранса. По его мнению, рост цен обусловлен рядом причин, в частности, повышенным уровнем спроса и ростом расходов у авиакомпаний.

Напомним, в июле поговаривали, что комитет по транспорту Госдумы задумался над установлением верхних границ цен на авиабилеты. Впрочем, уже тогда источники «Ъ» забили тревогу: из-за такого нововведения перевозчики понесут убытки, а кому-то придется уйти с неприбыльных маршрутов.

Читать все материалы