Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости
Автор: Ирина Соломатина
Наше издание уже не первый год следит за достаточно нашумевшем в прессе делом о нарушении Международным аэропортом Шереметьево антимонопольного законодательства. Являясь естественной монополией, аэропорт, по всей видимости, сознательно создает препятствия в работе конкурента своего дочернего предприятия – грузового терминала «Москва Карго».
В связи с регулярным нарушением международным аэропортом и его «дочкой» антимонопольного законодательства, второй грузовой терминал, осуществляющий наземную обработку груза и почты в аэропорту Шереметьево, был вынужден подать заявления в Генеральную прокуратуру РФ и ФАС.
В своих заявлениях грузовой оператор сообщал о том, что аэропорт постоянно отказывает авиакомпаниям, обсуживающимся в конкурирующем терминале, в предоставлении мест стоянок вблизи терминала, размещая рядом с ним на длительную стоянку другие воздушные суда на территории перрона, рулежных и магистральных дорожек. Тем самым оператор аэропорта искусственно создает препятствия в работе терминала, так как самолеты авиакомпаний, обслуживающихся у конкурента «дочки» аэропорта, в этом случае не могут быть размещены вблизи терминала и тем самым фактически вынуждает авиаперевозчиков обслуживаться в «Москва Карго». Причем в случае передачи на обслуживание груза и почты в дочернее предприятие Шереметьево, аэропорт, пользуясь статусом естественной монополии, (в нарушение закона «О защите конкуренции») даже предлагал авиаперевозчикам более выгодные условия по предоставлению аэропортовых услуг.
Также в заявлениях говорилось о нездоровой ситуации, сложившейся в Шереметьево с выдачей слотов для взлета и посадки воздушных судов (промежуток времени, выделяемый аэропортом авиалайнеру для взлета и посадки). Являясь естественным монополистом в решении данного вопроса, аэропорт отказывал в предоставлении слота перевозчикам, обслуживающимся в «неправильном» грузовом терминале, либо предоставлял им слоты на заведомо неудобное для них время. Для «образумившихся» авиакомпаний слоты сразу находились.
Причем аэропорт настолько уверился в своей безнаказанности, что даже проигнорировал Предупреждение, выданное ФАС, и продолжил чинить препятствия в работе конкурента «Москва Карго».
Путь к справедливости оказался делом достаточно сложным, но спустя несколько лет Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) все-таки признала Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) виновным в нарушении п.8 ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и приняла решение о возбуждении административного дела и проведении в связи с этим расследования.
По сообщениям источников, в 2023 году в 99 % случаев воздушные суда, обслуживающиеся в грузовом терминале «Москва Карго», размещались в северном терминальном комплексе вблизи терминала. В то же время авиалайнеры авиакомпаний, обработка груза которых осуществлялась конкурентом «дочки» аэропорта, только в 0,5 % случаев ставились на стоянку южного терминального комплекса, рядом с обслуживающим их терминалом. Разница колоссальная - цифры говорят сами за себя!
И только после принятия ФАС решения о признании аэропорта виновным в нарушении антимонопольного законодательства, ситуация стала немного меняться. И невозможность размещения воздушных судов на обслуживание в ЮТК в виду обеспечения безопасности, вдруг превратилась в возможность. Оказалось, что не так уж и вредит это обеспечению безопасности в аэропорту, в котором уровень этой самой безопасности настолько высок, что авиалайнерам практически регулярно приходится уходить на второй круг из-за посторонних предметов на взлетно-посадочной полосе, по взлетке носятся пассажиры, видимо, догоняющие самолеты, а порезы и другие повреждения колес авиалайнеров после приземления в «Лучшем европейском аэропорту» стали делом обыденным. Да и столкновения самолетов с птицами происходят достаточно часто.
С другой стороны, даже после принятия ФАС решения, в сентябре 2024 года изменения эти были незначительные, и показатель с 0,5% увеличился всего лишь до 3% случаев. В то же время для самолетов, обслуживаемых в «Москва Карго», этот показатель не опускался ниже 95%.
26 декабря 2024 года ФАС должна рассмотреть административное дело и назначить Шереметьево штраф в соответствии с ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Создается впечатление, что незадолго до даты проведения расследования и принятия решения о размере штрафа, Международный аэропорт Шереметьево вдруг решил со своими соседями начать «жить дружно» и даже начал активно устанавливать грузовые воздушные суда, обслуживающиеся у конкурента, на стоянки в ЮТК возле терминала.
Что же на самом деле заставило Шереметьево (хоть и незначительно) вспомнить о законе: желание уменьшить размер штрафа, или какие-то проблемы с административными рычагами, на которые он так рассчитывал все годы, пока длилось рассмотрение антимонопольного дела?
Вот только о желании частно-государственной монополии перестать быть монополией говорить пока рано. «Свежо предание, а верится с трудом»…
Но так как нет никаких гарантий, что сразу после уплаты штрафа все не вернется на круги своя, и аэропорт не продолжит создавать дискриминационные условия для работы неугодных конкурентов, наше издание продолжит следить за развитием событий.
Продолжение следует…