Автор: Ирина Соломатина
Источник изображения: https://companysec.ru/
Международный аэропорт Шереметьево, являющийся важнейшим транспортным узлом нашей страны, уже не в первый раз оказывается в эпицентре бурного и тревожного конфликта. Но на этот раз назревающая проблема угрожает не просто логистике или комфорту пассажиров, а самому понятию безопасности. Началось всё с бюрократии. А если быть точнее - с решения пограничной службы вдруг вспомнить о том, что в пп 17 п 48 Приказа Минтранса №107, принятого 31 марта 2022 года, содержится право при желании запретить любую видео-, айдио- и фотофиксацию на территории пункта пропуска, «без разрешения соответствующих подразделений государственных контрольных органов». И последняя фраза вызывает наибольший интерес. Но об этом чуть позже.
Несведущим в этой теме может показаться, что в запрете использования при обслуживании международного воздушного судна средств видеофиксации нет ничего особенного: рутинная служебная переписка между пограничниками и грузовым терминалом в Международном аэропорту Шереметьево. Но если оценить все реальные риски, становится очевидно: под официальными формулировками скрывается борьба за гораздо большее - за саму возможность видеть, фиксировать, контролировать.
Так что же в действительности произошло в крупнейшей московской гавани, и к каким последствиям это может привести не только для самого аэропорта в целом, но и для авиакомпаний, а главное - пассажиров?
27 марта 2025 года грузовой терминал получает письмо от заместителя начальника Отряда пограничного контроля в Шереметьево. В письме содержится неожиданная просьба: не руководствоваться письмом 2018 года, в котором ранее это же ведомство разрешило терминалу вести видеонаблюдение в зонах стоянки воздушных судов международных рейсов. Не отменить, не отозвать, не обосновать - просто забыть про него. Как-будто его и не было никогда. Никто не счел нужным разбираться в причинах, по которым это разрешение 7 лет назад было выдано.
Терминал, разумеется, молча сидеть не стал. И в своем ответе вежливо, юридически грамотно, но с чётким посылом сообщил: «Мы камеры ставили не для слежки за Вами, а, чтобы система не дала сотруднику допустить ошибку при выполнении огромного количества операций, из которых состоит процесс обработки воздушного судна».
Именно с этого начинается конфликт, в котором с одной стороны - технологии XXI века, цифровизация и требования безопасности, а с другой - размазанные нормативы, ведомственные страхи и бюрократическая традиция решать всё формулировкой «вправе разрешить».
В своих письмах терминал пытается донести до больших чинов: съёмка сотрудников пограничной службы никогда не велась и не ведётся, а наши камеры системы «ТелеАРМ» направлены исключительно на зоны погрузки, телеги, технику, трапы, упаковку, шасси, а не на людей. Более того, с 2018 года вся работа терминала в рамках видеофиксации строилась строго по правилам, согласованным с Вашим руководством.
Но несмотря на доказанный за много лет положительный результат использования системы Теле-контроля в работе терминала, было получено указание - «не руководствуйтесь». Почему? Вопрос пока без ответа. Ни одного объективного объяснения. Между тем камеры - это не игрушка и не «сервис», это неотъемлемая часть системного управления процессами предприятия.
И терминал детально обосновал, почему видеонаблюдение в авиации - это не роскошь, а необходимость.
Видеоконтроль – ключ к безопасности
В условиях, когда каждая минута простоя воздушного судна обходится в тысячи долларов, а малейшая ошибка может стоить жизней, вопрос безопасности и эффективности обслуживания самолётов в аэропортах становится приоритетом №1. Поэтому сегодня, когда технологии шагнули далеко вперёд, на первый план выходит инструмент, позволяющий не только фиксировать происходящее вокруг, а вовремя реагировать и предотвращать любые ситуации, которые могут привести к авиационным инцидентам.
И видеонаблюдение в аэропорту - это уже не просто камеры по периметру. Это сложная система датчиков, аналитики и «умных глаз», встроенных в процесс технического обслуживания воздушных судов. Почему же без этого уже не обойтись?
Так как обслуживание самолёта - это десятки процессов, от заправки и проверки шасси до погрузки и технических осмотров, то ошибка на любом этапе может привести к ЧП. Камеры видеоконтроля не просто фиксируют, что происходит - они помогают оперативно реагировать, выявлять отклонения и предотвращать инциденты.
Например, если заправка топлива проходит без обязательного заземления - камера фиксирует нарушение, и оператор может мгновенно принять меры. Это не только предотвращает катастрофу, но и служит мощным фактором дисциплины для персонала.
Кроме того, человеческий фактор остаётся одной из главных причин ошибок в авиации. Спешка, усталость, невнимательность - всё это может обернуться серьёзными последствиями. Видеонаблюдение становится здесь «третьим глазом», фиксируя каждый шаг, позволяя вовремя выявить ошибку и минимизировать её последствия.
Камеры – инструмент обучения, доверия и безопасности
К тому же, видеоматериалы - ценный ресурс для анализа и обучения. Их можно использовать для разборов инцидентов, создания обучающих материалов и даже как доказательства в юридических спорах.
Также стоит отметить, что все авиационные процессы регулируются международными стандартами, такими как ICAO и EASA и т.д. Видеофиксация помогает не просто следовать этим требованиям - она подтверждает, что каждый шаг был выполнен правильно. Это особенно важно в случае проверок, аудитов и разбирательств.
Кроме того, камеры помогают объективно оценивать работу сотрудников, выявлять системные ошибки и совершенствовать внутренние процессы. Так строится культура постоянного улучшения. А реальные записи с камер становятся учебными материалами для новичков и/или для повышения квалификации опытных сотрудников. Видеоконтроль - это не только про безопасность, это, в первую очередь, про развитие профессионализма на всех уровнях.
Камеры помогают анализировать загруженность зон, прогнозировать узкие места, оперативно принимать решения при нештатных ситуациях. Это снижает простои, минимизирует задержки рейсов и повышает общую производительность аэропортового комплекса.
Авиакомпании, подрядчики, контролирующие органы, по сути - все должны быть заинтересованы в прозрачности процессов. И видеоконтроль обеспечивает такую прозрачность. Он позволяет делиться данными, проводить удалённые проверки и строить доверительные отношения между всеми участниками авиационного процесса. А ведь доверие - основа партнерства.
Выходит, видеоконтроль - это не просто камеры, как этот процесс представляют себе сотрудники пограничного отряда? Это фундамент безопасности, эффективности и прозрачности в авиационной отрасли. Без него невозможен ни современный аэропорт, ни надёжное обслуживание воздушных судов?
Там, где каждая секунда имеет значение, а цена ошибки может быть непомерно высокой, видеонаблюдение становится неотъемлемой частью «умного» аэропорта будущего.
И в данном случае видеокамеры и ТелеАрмы являются частью большой единой системы Теле-контроля и выступают в роли неких датчиков, позволяющих отслеживать десятки процессов: от приближения трапа к борту самолёта до визуального подтверждения сохранности упаковки и состояния грузовых отсеков. Они фиксируют, кто и когда что загрузил, предупреждают о нарушении технологических процедур, сигнализируют, если тележка оказалась не там, где должна быть. Также система оснащена специальными датчиками геопозиционирования, которые участвуют в предотвращении нарушений доступа к критическим зонам. Они синхронизированы с другими службами и обеспечивают резервную запись для последующего анализа. Это и контроль, и обучение, и безопасность, и страховка на случай спора. И, наконец, это соответствие международным стандартам ICAO, IATA, EASA и другим. Без этого - ни один серьёзный аэропорт не получит ни одного международного одобрения.
А самое главное, что использование средств видеофиксации при обслуживании международных воздушных судов на месте стоянки неоднократно согласовывалось с контролирующими государственными органами. В процессе сертификации уполномоченным государственным органом Росавиацией комплексно рассматривалась готовность предприятия к работе. После чего было выдано заключение, что система соответствует всем требованиям по обеспечению транспортной безопасности и может использоваться в работе грузового терминала.
Но что же тогда мешает оставить всё как есть?
Приказ против объективов
Ответ - в нормативной пустоте. И тут мы возвращаемся к Приказу Минтранса №107, а вернее к тому самому пресловутому подпункту 17 пункта 48, где написано, что съёмка технических объектов и действий сотрудников на территории пункта пропуска допускается только с разрешения соответствующих подразделений.
Вот только кто такие эти «соответствующие подразделения» - не уточняется. Как получить разрешение? Неизвестно. Сколько времени это займёт? Где подать заявку? Какие критерии? В Приказе об этом ни слова не говорится. Ответов нет. Зато есть запрет. Есть власть сказать «нельзя». И есть опасения, что именно это «нельзя» однажды приведёт к авиапроисшествию, о котором потом все будут говорить с фразой: «а ведь можно было предотвратить». В свою очередь, формулировка «вправе» означает, что отказать могут просто потому что... захотели. И ничего за это не будет.
Антикоррупционный анализ этого приказа, сделанный на основании действующего закона №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе», буквально указывает на все возможные уязвимости: от неопределённости полномочий и сроков до широты усмотрения и юридико-лингвистической размазанности.
Это идеальная формула для произвола: хочешь - разреши, не хочешь - запрети. Мотивировать не надо. Обжаловать сложно. И главное - никакой ответственности за принятое решение. И вот теперь представим, что это не просто формальность. Это - инструмент давления. Например, если не угодил ведомству - тебе запрещают использовать камеры, и ты остаёшься фактически слепым на всей территории аэродрома.
Наше издание попыталось разобраться: а кто же принимает решение исполнять ли Указы высшего руководства России о национальных стратегических целях нашей страны и быть ли цифровому развитию в авиатранспортной отрасли или нет?
И вот на платформе для поиска работы мы находим преинтереснейшую информацию о требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение должности сотрудника пограничной службы в Шереметьево:
Опыт работы не требуется. Знание иностранных языков не обязательно. Образование не ниже среднего общего (полное) (Т.Е. ШКОЛЬНОЕ!), срочная служба (ВНИМАНИЕ!) - не обязательна.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: «Возможность заменить срочную службу в армии»
«Рассмотрим кандидата из ЛЮБОГО региона».
Обязанности: Осуществление проверки документов у лиц, следующих через государственную границу Российской Федерации.
Думаю, комментарии здесь излишне…
При этом ответственность за всё - за сбои, аварии, нарушения - по-прежнему твоя. Под этим углом становится понятно, почему терминал, несмотря на давление, продолжает добиваться согласования. И даже вплоть до обращения в Минтранс с предложением пересмотреть сам Приказ и устранить из него коррупционные лазейки. Ведь в сложившейся ситуации терминал не может гарантировать ни безопасность, ни качество, ни прозрачность, если камеры надо закрывать… рукой.
Кому выгодна цифровая чистка конкурентов?
Ситуацию усугубляет еще и тем, что сама цифровая инфраструктура Шереметьево уже трещит по швам. Об этом неоднократно практически кричали различные СМИ. В аэропорту работают десятки служб, у каждой - свои ИТ-системы. Но по неизвестной причине, как оказалось на деле – эти системы не интегрированы, не синхронизированы, не «видят» друг друга.
Когда речь заходит о цифровизации, в головах чиновников чаще всего всплывают красивые слайды: экраны, планшеты, облака, Big Data. Но в реальности эти экраны очень часто гаснут, планшеты не подключаются к Wi-Fi, а «Big Data» превращается в big problem. И все это уже не раз приходилось наблюдать в Шереметьево.
Центральная аэропортовая база данных «Синхрон», внедрённая как часть большого проекта цифровой трансформации, задумывалась как единая платформа управления процессами на перроне. На бумаге это выглядело почти как в футуристических фильмах: онлайн-координация действий всех служб, контроль доступа, маршрутирование, взаимодействие с видеосистемами, единая хронология событий. Всё красиво. Пока не включаешь. Реальность, если верить неоднократным упоминаниям в СМИ результатов «бесперебойной» работы «шедевра» цифровизации, оказалась пугающе далека от презентаций. «Синхрон» работает, мягко говоря, нестабильно. И это не разовый сбой, не временные «технические работы», а, увы, системная проблема.
Похоже бывает, что система то не видит транспорт, то теряет заявки, то не выпускает машины на перрон без объяснений. А главное - персонал всё чаще вынужден обходить систему, делая работу «по старинке», лишь бы не опоздать и не получить выговор за неисполненную в срок задачу, которая «зависла» в интерфейсе. Казалось бы, цифровизация должна была исключить человеческий фактор. Но в Шереметьево она, наоборот, увеличила зависимость от него.
Те, кто не прошёл отдельное обучение (которое, по словам сотрудников, проводится в формате «разберёшься сам»), просто не справляются. Ошибки множатся. Задачи теряются.
В то же время камеры системы Теле-контроля, разработанной грузовым терминалом, фиксируют события, но данные из «Синхрона» с ними не синхронизированы. То есть в случае сбоя цифровой системы видеозапись - единственное объективное доказательство того, что действие всё же было выполнено.
Теперь представьте: «Синхрон» завис, разрешения не выданы, задание не выполнили, хотя сотрудники работали, техника выезжала, груз был погружен. Но если видеонаблюдение под запретом - доказать ничего невозможно. Возникает правовой вакуум, где нет виновных, но и нет защиты. Просто сбой. Просто задержка. Просто авиакомпания не получила груз. А кто виноват? Неизвестно. Потому что «Синхрон» молчит, а камеру попросили выключить. Ещё один тревожный аспект - падение доверия со стороны авиакомпаний.
Результат долго не заставит себя ждать. И вот мы приходим к тому, что всё больше перевозчиков выражают недовольство уровнем наземного обслуживания. Грузы задерживаются, техника не приезжает, бумажные ведомости расходятся с электронными. И всё это в аэропорту, который считался флагманом. Потому что цифровая система работает против своих пользователей, а видеосвидетель исключён из управления.
На этом фоне система грузового терминала, основанная на нейросетях и Big Data, не просто работает - она раздражает. Она эффективна. Она не даёт списать косяки на «сбой системы». Она всё помнит. А значит - она мешает жить по старинке. Поэтому проще всего сделать по-классике: не починить своё, а отключить чужое. Не правда ли – идеально?!
Дыма без огня….
Но что же, действительно, могло стать первопричиной череды абсурдных последствий?
Почему то, что много лет работало как «швейцарские часы» и всех устраивало, в один момент стало «нельзя»?
Иногда цепь событий, приводящая к масштабному конфликту, начинается не с катастрофы и не с провала, а с одной единственной фразы, сказанной в неудачный момент и не тому человеку. И чем выше должность этого человека - тем громче может быть эхо. Вся эта история с запретом видеонаблюдения в Шереметьево, с письмами, пересмотром старых согласований и давлением на цифровую систему, скорее всего, началась с простого эпизода…
Один из сотрудников того самого грузового терминала, выполняя свои прямые обязанности, попросил проходящего мужчину в форменной каракулевой шапке предъявить пропуск. Форма была внушительная, осанка - уверенная, головной убор - характерный. Но по регламенту важна не шапка, а удостоверение. И сотрудник службы терминала, не зная в лицо всех начальников и не обладая встроенным пограничным сканером взглядов, вежливо поинтересовался документами.
Чин оказался высоким. И, судя по всему, его крайне задело, что его не узнали «по шапке».
Сейчас уже сложно сказать, что именно в этот момент сыграло ключевую роль - корпоративная гордость, чувство статуса, ожидание безусловного подчинения. Но судя по всему: вместо служебного диалога и уточнения, инцидент, сломал и без того тонкий баланс между сотрудниками контролирующего ведомства и организацией, работающей в аэропорту.
Почти сразу после этого начали поступать неформальные сигналы. Не обошлось даже без судебных разбирательств. Но когда и суд встал на защиту прав грузового терминала, руководствуясь «праведным» гневом, видимо, контролеры и решили не спускать с рук столь дерзкому терминалу неуважение к «каракулевому» чину.
Именно после этого случая и началась та самая цепочка, которая закончилась официальным письмом в марте 2025 года с требованием не руководствоваться ранее выданным разрешением 2018 года на съёмку.
Казалось бы, причём здесь одна обида? Но если убрать эмоции и посмотреть хронологию событий, возникает ощущение, что именно инцидент с «каракулями» стал тем самым спусковым крючком, после которого цифровому развитию аэропорта решили положить конец.
И в этой цифровой неразберихе, где единственным надёжным свидетелем была видеокамера, именно её пытаются выключить. И возникает очень сильное ощущение, что речь уже идет не просто о внутреннем конфликте между терминалом и контролирующей службой. Это симптом более глубокой болезни, когда старые режимные механизмы не выдерживают столкновения с цифровой реальностью. Аэропортовая система, созданная в другую эпоху, вдруг сталкивается с логикой объективного контроля. А логика объективности ей не по душе. Потому что камера не подчиняется приказам. Она просто пишет правду.
Ну и что, что результат неразберихи в первую очередь скажется на пассажирах, а именно: на их безопасности? А отсутствие возможности установить виновных в различных инцидентах с порчей груза и/или воздушных судов ляжет дополнительными тратами на грузовой терминал и авиакомпании, и в первом случае приведёт к повышению стоимости услуг терминала, а следовательно, отразится на конечной стоимости товаров для покупателей, во втором – к повышению цены на авиабилеты. Налогоплательщики за все заплатят. Им не привыкать. Ведь именно из их карманов и оплачивается труд контролирующих органов, решивших усложнить жизнь российских граждан из-за собственных амбиций.
Так кто же выиграет в этой схватке?
Если победит формулировка «вправе», то проиграет безопасность. Потому что никто больше не будет видеть, что происходит на перроне. Не будет контроля, не будет обучения, не будет расследования, а цифровое развитие, происходящее в рамках Указов высшего руководства нашей страны, окажется под большим вопросом. Будет «неизвестный сотрудник допустил ошибку». И всё!
Если победит разум, то Минтранс пересмотрит приказ, и пограничная служба признает, что видеонаблюдение - не угроза режиму, а его помощник. А терминал сможет вернуться к нормальной работе: прозрачной, современной, безопасной. Пока же нам остаётся наблюдать, как одну из самых передовых инновационных систем в российской авиатранспортной отрасли просят «выключить». Без обоснований. Без расследования. Без логики. И только одно радует: камера всё-таки видела, как её просили закрыть…
Продолжение следует…