«Аэрофлот» – «лучший» авиаперевозчик России

6 минут

Автор: Максим Мельников

«Аэрофлот» – крупнейшая авиакомпания России, работать в которой в старые советские времена стремился почти каждый пилот и бортпроводница без особых раздумий. Пассажиры, в свою очередь, отзывались весьма лестно о компании и выбирали именно ее в качестве авиаперевозчика. Однако в последнее время «Аэрофлот» все чаще становится фигурантом различных скандалов.

Пикантные подробности

Ни для кого не секрет, что «Аэрофлот» – российская государственно-частная авиакомпания. Не будем говорить об оказываемой поддержке со стороны государства, поговорим непосредственно о самой компании. Несмотря на коронавирусные ограничения, прошлым летом продавались льготные билеты. Однако уже 5 августа авиакомпания заявила, что у нее закончились средства, которые выделили на субсидированные билеты для молодежи, пенсионеров инвалидов, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами.

Из продажи исчезли билеты из центральной части страны в ДФО и между городами округа. Тогда пассажирам пришлось платить за перелет в два раза больше. К примеру, если жителю Сахалина нужно было бы улететь в центр с ребенком-инвалидов и пассажиром «льготного» возраста до 23 лет, он бы заплатил по субсидии за билеты 36 тысяч. Но после того, как билеты исчезли из продажи, он отдал бы уже 84 тысячи – далеко не символическая разница. Без проблем с получением компенсаций за отмененные из-за пандемии билеты и путевки тогда тоже не обошлось.

Сегодня правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы (то есть напрямую, не через столичный авиаузел) изменились. Такие измененные правила позволяют авиакомпаниями получать деньги за рейсы, выполненные ее дочерними предприятиями. Главные интересанты «новых» правил субсидирования были «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия».

Следует уточнить, что подобная возможность передачи субсидируемых рейсов, по словам пресс-секретаря S7 Group Ирины Дуньковой, «фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний» (без уточнения, кого именно из конкурентов она имеет в виду). Иные компании выступали за возможность использовать схему код-шеринга, однако положение о ней не вошло в новую редакцию программы. В пресс-службе Росавиации комментировать данный вопрос отказались.

С 28 сентябра «Аэрофлот» и вовсе решил не возвращать пассажирам сборы за использование систем бронирования при возврате авиабилета. Пояснили в авиакомпании это следующим образом: «Мы платим за использование внешних систем при оформлении билетов. Эти затраты становятся убытком в случае возврата авиабилета. Сбор, таким образом, призван компенсировать фактические затраты».

Тем не менее ни пандемия, ни затраты не помешали компании объявить запрос предложений на производство, а также поставку элементов коврового покрытия для своего авиапарка. В тендере фигурирует и начальная цена, которая составила приблизительно 1,8 млрд рублей. Следует сказать, что «Аэрофлот» смело оставляет региональные аэропорты без своего присутствия. Так, авиакомпания прекращает полеты в 26 регионов страны. При этом в 2021 году «Аэрофлот» направил инициативу Минтрансу ввести услугу платной регистрации в аэропортах.

Вдобавок, такая большая компания решила скрыть неудачную посадку самолета в аэропорту Шереметьево. При выполнении маневра пилоты потеряли контроль над управлением воздушным судном. До падения оставалось примерно сто метров. Росавиация определила авиакомпании «крупный» для «монополиста» штраф в размере 20 тысяч рублей.

Проверка сотрудников на прочность

Еще в далеком 2010 году почти сотня пилотов обратилась с исками в суд против «Аэрофлота» с требованием выплатить пособия и компенсации за частичную потерю слуха. По словам сотрудников, слух у них ослаб в связи с работой на старых советских самолетах. После обнаружения заболевания авиакомпания отправляла пилота в неоплачиваемый отпуск, который длился весь период расследования, вплоть до его увольнения. Представительница пилотов заявила: «Как правило, расследование занимало около трех-четырех месяцев, все это время пилот не получал деньги, и мы просили компенсировать ущерб».

В 2017 году стюардессы Ирина Иерусалимская и Евгения Магурина, придерживающиеся мнения, что «профессионализм не зависит от размера», подали в суд на «Аэрофлот», обвинив его руководство в дискриминации сотрудников по внешнему виду. В 2016 году также было сказано о сборе авиакомпанией данных о размерах одежды стюардесс. В результате Мосгорсуд запретил «Аэрофлоту» не допускать к работе женщин, размер одежды которых превышает 48-1.

«ГОЛОС СОВЕСТИ» сообщал ранее о трагическом инциденте, который произошёл в ноябре 2019 года, когда самолёт «Аэрофота», следовавший из Москвы в Анапу, экстренно сел в Ростове-на-Дону. На борту воздушного судна скончался 49-летний Дамир Ахметов. У мужчины остались жена и двое детей. Супруга утверждала: муж работал месяцами без выходных, что и привело к его смерти. Авиакомпания сообщила, что пилот страдал хронической сердечной недостаточностью и в связи с этим скончался (но это не означало, что он не мог быть допущен к полетам).

Жена лётчика пыталась добиться от авиакомпании компенсации, положенной по коллективному договору. Однако комиссия назвала произошедшее несчастным случаем, не связанным с производством, личным внезапным заболеванием пилота. В 2020 году суд обязал «Аэрофлот» выплатить семье Ахметова почти 30 млн рублей.

В этом году «Аэрофлот» придумал новую задачу своим сотрудникам. Теперь члены экипажа, следующие в командировку на свободных местах бизнес-класса, должны находиться в салоне не в форменной одежде, а в гражданской. То есть не задействованный в полете персонал должен дважды переодеваться (вне зоны видимости пассажиров!). Но в аэропорту, при посадке в самолет и выходе из него сотрудники должны вновь облачиться в форму авиакомпании. «Аэрофлот» объяснил такие правила минимизацией рисков имиджевых потерь. Весьма вероятно, что за процессом столь многих переодеваний кроется попытка скоротать время полета.

Стоит сказать, что отношение начальства к своим сотрудникам не раз становилось поводом увольнений и забастовок. К примеру, забастовка «Больничный» была организована три года назад с целью привлечь внимание начальства, изменить его отношение к сотрудникам и увеличить зарплаты. Известно, что каждый день из компании увольняются по 20 человек. Жалуются в основном на невыносимые условия труда, низкую зарплату и тяжелую психологическую обстановку в коллективе ввиду отношения руководства.

Ко всему прочему, крупнейший авиаперевозчик решил сэкономить на услугах клининговых компаний по 15 внутренним направлениям. И некоторые бортпроводники авиакомпании помимо своих основных обязанностей стали заниматься уборкой самолетов, а фирмы планируется привлекать при обнаружении «неустранимых загрязнений». Работники организации и представители профсоюзов жалуются на текучку кадров, попытки сократить отпуска и разделение персонала на лояльных и нелояльных.

В разгар пандемии тоже не обошлось без неприятных ситуаций. «Аэрофлот» отстранил пилотов и отправил их в отпуск без сохранения зарплаты за отказ вакцинироваться от коронавирусной инфекции. Однако такие дрязги у авиакомпании не только с персоналом, но и с пассажирами.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...