"Аэрофлот" скидывает ненужный балласт?

988
5 минут

Автор: Елена Краскова

В “Аэрофлоте” происходит массовое увольнение членов летного экипажа через сокращение зарплаты пилотам. Компания таким образом рассчитывает не потерять господдержку.

Об этом Daily Storm рассказал президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Он отметил, что в российских компаниях данная практика встречается повсеместно. Компании используют ее, чтобы соблюсти условия получения господдержки, не инициируя увольнение сотрудников, а понуждая их увольняться из-за сокращения заработной платы.

Вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский отметил, что пилоты “Аэрофлота”, хорошо владеющие английским языком, могут пробовать устроиться в западные или азиатские компании, в которых будет дефицит.

Мигрирующие пилоты

Кадровой проблеме отечественной авиации не один год. В 2017 году СМИ писали о серьезной утечке летных кадров в Азию и приводили следующие цифры: за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства.

Основная причина оттока имела экономический характер: китайские авиакомпании были готовы платить квалифицированным пилотам 17-25 тыс долларов в месяц, тогда как в российских авиакомпаниях КВС предлагали “до 650 тыс рублей” (из данных об открытых вакансиях компании “Аэрофлот” 2017 года). По факту же зарплаты КВС могут быть существенно ниже; у командиров при 80 часах налета в месяц выплаты достигают 400 тыс. руб, зарплата второго пилота - порядка 200 тыс рублей.

Наличие в принимающих авиакомпаниях большого числа социальных программ также влияло на решение пилотов о смене места работы, ведь им необходимо восстанавливаться после полетов, нужен качественный отдых, а “сдельная” форма оплаты труда, бытующая в российской авиации, заставляет их работать на износ.

Первопроходцами, открывшими азиатский рынок труда, были пилоты авиакомпании “Трансаэро”, рассказывал в интервью “МК” летчик Игорь Сулим, работающий в китайской авиакомпании: ”... когда рухнула вторая по величине и, может быть, лучшая в стране авиакомпания, никто о судьбе людей и их семей не думал. Устроились единицы, остальные были вынуждены скитаться по офисам в надежде получить хоть какую-то работу”. Пилоты “Трансаэро”, будучи первоклассными специалистами, нашли себе работу за границей.

Крепостные пилоты

Казалось бы, самое время пересмотреть условия труда пилотов, повысить зарплату. Но Росавиация пошла другим путем и в попытке приостановить утечку летных кадров за рубеж - перестала отвечать на запросы КНР о валидации российских пилотских свидетельств. Некая варварская логика в этих методах присутствовала – государство вложило в обучение немалые деньги и хочет вернуть долг.

Справедливости ради скажем, что “Аэрофлот” использовал и методы материального поощрения: тогда же, летом 2017 года, были введены единовременные выплаты: от 500 тыс руб для КВС, от 250 тыс руб - для вторых пилотов.

Однако этих мер было явно недостаточно, чтобы преодолеть разрыв между условиями труда и уровнем зарплаты между отечественными и зарубежными авиакомпаниями. Исполнительный директор “Авиапорта” Олег Пантелеев говорил тогда, что с нынешним курсом рубля любая авиакомпания РФ “неконкурентоспособна на мировом рынке по уровню зарплат летного состава”.

Согласно одному из немногих исследований рынка трудовых ресурсов отечественной авиаотрасли, 99% пилотов регулярно собирают информацию о вакансиях в зарубежных компаниях. Пилоты отличаются готовностью к международной трудовой миграции в силу того, что обладают высокой квалификацией в узкоспециальной области, а также в силу личностных особенностей. Ведь в большинстве своем это люди, обладающие силой воли и твердым характером, умеющие принимать ответственные решения.

“Штучный товар”

В авиацию не попадают случайно - слишком сложный и долгий путь нужно пройти, чтобы стать пилотом. Это и дорогостоящее и длительное обучение - курсанты проходят подготовку от трех до пяти лет, стоит учеба от трех до шести миллионов; и серьезный отбор по физическим данным - абитуриенты летных учебных заведений должны обладать безупречным здоровьем. Добавим к этому, что летных училищ в стране осталось не так много: 2 высших и 5 средних. Профессия летчика сопряжена с повышенным риском и ответственностью, ведь от его решений порой зависят сотни жизней. Именно поэтому в эту профессию приходят и задерживаются в ней истинные фанаты своего дела, которые склонны скорее сменить компанию, а не род деятельности.

Вынуждая их увольняться, задумывается ли руководство “Аэрофлота” об их дальнейшей судьбе? Декларируя цели развития, подтверждает ли оно декларации конкретными действиями?

Как соотносится сокращение числа пилотов с задачами представленной минувшим летом руководством “Аэрофлота” новой стратегии развития компании, предполагающей увеличение пассажиропотока, обслуживаемого компанией, на 30 млн к 2023 году и до 130 млн к 2028?

Ненужные пилоты

Летом СМИ писали о том, что примерно треть пилотов “Победы” вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск до 2021 года. Тем, кто не хотел уходить в отпуска добровольно, грозили расторжением контракта. Для пилотов, работающих в компании меньше пяти лет, это означало еще и выплату затраченных на обучение средств - примерно 1,5 млн руб. Напомним, что компания получила значительно более существенную господдержку, нежели другие авиаперевозчики: средства, выделенные авиакомпаниям в связи с пандемией, сразу и в полном объеме получил только “Аэрофлот”; правительство также одобрило допэмиссию акций компании на сумму 80 млрд рублей.

Mayday

Систематически игнорируя призывы о помощи, звучащие от представителей летной профессии, государство усугубляет кризис гражданской авиации.

Альфред Малиновский говорит, что в России гражданской авиации в целом уделяется мало внимания, в большей степени средства вкладываются в развитие нефте- и газопроводов, а также армии и полиции. Впрочем, традиция пренебрегать интересами граждан, вне зависимости от их профессиональной и прочей принадлежности (за редкими исключениями), вообще присуща российским чиновникам.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...