Аэролот отказывается выплачивать компенсацию семье погибшего пилота

1414
9 минут

Автор: Елена Краскова

19 января кассационный суд в Кемерово рассмотрел жалобу компании “Аэрофлот” на решение омских судов о выплате семье погибшего пилота Дамира Ахметова 29,7 млн рублей. Этому последнему заседанию предшествовали судебные тяжбы Анастасии Ахметовой с авиакомпанией-работодателем ее мужа.

В 2019 году (согласно рейтингу Forbes) авиакомпания Аэрофлот была признана лучшим работодателям среди российских компаний по зарплате и соцобеспечению. Однако вряд ли все сотрудники “ведущего” авиаперевозчика России безоговорочно с этим согласятся.

И человеческая трагедия...

24 ноября 2019 Airbus А320 авиакомпании “Аэрофлот” выполнял рейс Москва – Анапа. В качестве второго пилота в кабине находился 49-летний Дамир Ахметов. Уже находясь в небе, он пожаловался коллеге на жжение в груди, после чего захрипел и внезапно потерял сознание. Бортпроводники перенесли его в салон, где пассажиры и экипаж начали оказывать реанимационные действия. Самолет в это время заходил на вынужденную посадку в аэропорту Ростова-на-Дону. После приземления помощь Ахметову начали оказывать местные медики, но их усилия оказались тщетны — пилот умер от инфаркта.

“В ходе оказания первой медицинской помощи кабинный экипаж поместил Дамира Ахметова на пол за кабиной воздушного судна, что согласуется с нормами авиационной безопасности. Поскольку для реанимации пострадавшего могут привлекаться пассажиры, имеющие медицинское образование, доступ в кабину пилотов должен быть ограничен. Именно это является причиной реанимации пилота не в кабине пилотов, а в салоне воздушного судна”. (Из письма-обращения работников авиакомпании.)

Впоследствии “Аэрофлот” отказал в выплатах семье умершего летчика. Один из пунктов коллективного договора, предусматривающего выплату семье погибшего 10 его среднегодовых заработков, подвергся редакции уже после его смерти. Согласно правкам, выплату семья пилота должна получить, только если комиссия по расследованию несчастного случая сделает вывод о том, что его смерть наступила на производстве. В случае с Дамиром Ахметовым комиссия пришла к выводам, что смерть наступила не на рабочем месте - в кресле пилота - а в закабинном пространстве, куда его перенесли, чтобы оказать помощь.

В чем же причина нарушения ранее принятых договоренностей? Возможно, финансовое положение компании не позволяет исполнять свои обязательства перед персоналом?

Ничего кроме фактов

Ни для кого не секрет, что “Аэрофлоту” давно уже безоговорочно приписали лидирующие позиции в гражданской авиации страны. Авиакомпания фактически является национальным перевозчиком.

И в этом своем качестве она получает беспрецедентную по российским меркам поддержку от государства. Так, субсидии, направленные на поддержку авиаотрасли в период пандемии, были выплачены группе “Аэрофлот” на особых условиях, сразу. Именно “Аэрофлот” стал основным перевозчиком, осуществлявшим вывозные рейсы из-за рубежа в этот период. Компания также регулярно выполняла эксклюзивные международные рейсы, которые, по словам сотрудников компании, были оформлены как грузовые, но с разрешения Росавиации на них продавались билеты.

28 июля правительство одобрило докапитализацию “Аэрофлота” через допэмиссию акций на сумму около 80 млрд. 22 октября государство за счет средств Фонда национального благосостояния приобрело акции "Аэрофлота" на 9 061,62 млн рублей. В результате доля государства в компании выросла с 51,17% до 57,34%, говорится в отчете Минфина об инвестировании средств ФНБ в акции перевозчика. С учетом акций, приобретенных Минфином в рамках реализации преимущественного права (682 306 260 акций на сумму 40 938,4 млн рублей), общий объем финансирования SPO "Аэрофлота" государством составил 50 млрд рублей.

В 2021 году “Аэрофлот" получит 4,3 млрд руб. за организацию перелетов высших должностных лиц РФ и официальных делегаций по всему миру, следует из материалов сайта госзакупок.

Источник финансирования - “средства бюджетных учреждений”.

Компания традиционно была единственным участником ежегодного конкурса.

За перевозку чиновников в 2020 году "Аэрофлот" получил до 6,8 млрд руб., в 2019 году - 4,6 млрд руб., в 2018-м - 4,2 млрд руб.

В 2020 году “Аэрофлот” вошел в список самых щедрых компаний, составленный Forbеs. В 2018 г. топ-менеджерам группы было начислено всего 1,55 млрд руб., в 2017 г. - 2,3 млрд руб. В отчетности авиакомпании за 2019 год зафиксированы выплаты топ-менеджерам в размере 2,1 млрд рублей. Какая часть этой суммы не дошла до получателей, в отчетности не раскрывается - летом 2019 года бывший генеральный директор компании “Аэрофлот” Виталий Савельев заявлял, что топ-менеджмент головной авиакомпании лишится премий из-за катастрофы SSJ-100 в аэропорту Шереметьево.

Лицо отрасли

Однако, когда разговор идет о “ведущем” авиаперевозчике России, невольно вспоминаются слова Джорджа Оруэлла: “Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие”. Видимо, поэтому “щедрость” авиаперевозчика не распространяется на персонал, благодаря которому авиакомпания и осуществляет свою основную деятельность – пилотов.

По словам вдовы Дамира Ахметова, “Аэрофлот” не принес ей даже соболезнований, лишь выделил 15 тыс. рублей на погребение своего пилота, который работал в компании с 2011 года.

У погибшего остались 6-летняя дочка и 13-летний сын.

За семью погибшего летчика вступились его коллеги - почти 500 человек, среди которых пилоты, бортпроводники, техники. В письме, адресованном Виталию Савельеву, они потребовали выплатить семье Дамира Ахметова компенсацию за смерть на производстве и назвали “безответственной, этически кощунственной и антисоциальной” позицию авиакомпании, “являющейся “лицом” отрасли”.

Авторы письма подчеркивают, что подобное поведение работодателя подрывает основы трудовых взаимоотношений.

Лыко в строку

Но это не единственный случай, доказывающий не на словах, а на деле “надежность” лучшего” работодателя.

Летом 2020 года СМИ писали о том, что примерно треть пилотов “Победы” вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск до 2021 года. Тем, кто не хотел уходить в отпуска добровольно, грозили расторжением контракта. Для пилотов, работающих в компании меньше пяти лет, это означало еще и выплату затраченных на обучение средств - примерно 1,5 млн руб.

В прошлом году компания инициировала массовое увольнение членов летного экипажа через сокращение зарплаты пилотам. Компания таким образом старалась соблюсти условия получения господдержки.

Согласно одному из немногихисследований рынка трудовых ресурсов отечественной авиаотрасли, 99% пилотов регулярно собирают информацию о вакансиях в зарубежных компаниях (данные от 2019 года). В период пандемии, вызвавшей самый острый кризис в авиаотрасли, на первый план вышли другие проблемы. Однако отношение к людям как к расходному материалу в тяжелые времена только усугубляет давно существующую кадровую проблему отечественной авиации.

В 2017 году СМИ писали о серьезной утечке летных кадров в Азию и приводили следующие цифры: за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства.

На решение пилотов о смене места работы влияли соображения материального порядка - зарплаты квалифицированных пилотов в китайских авиакомпаниях на порядок выше, чем в российских. Кроме того, в принимающих авиакомпаниях работают эффективные социальные программы. Пилотам, труд которых сопряжен с большими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками, необходимо восстанавливаться после полетов, нужен качественный отдых. “Сдельная” же форма оплаты труда, бытующая в российской авиации, заставляет их работать на износ.

Поэтому не стоит удивляться, если в ближайшее время в компании останутся пилоты, профессиональный уровень которых не может заинтересовать зарубежных авиаперевозчиков. Но тут сразу встает вопрос о безопасности полетов.

Причем на этом оптимизация расходов за счет безопасности в авиакомпании не закончилась. Высокие умы в “Аэрофлоте” приняли решение провести массовое сокращение технического персонала и передать обслуживание самолетов так называемым независимым организациям на аутсорсинг, а если говорить точнее – единственному, а потому неизменному участнику и победителю тендеров на обслуживание рейсов авиакомпании ООО “Шереметьево Хэндлинг”.

Результат не заставил себя долго ждать. В прессе стали появляться сообщения об ошибках персонала дочернего предприятия АО МАШ: то во время предполетного осмотра не закрепят кожух на двигателе, то трос заземления забудут отцепить. В то время как даже простому обывателю ясно, что любая из подобных “ошибок” может стать роковой. Но так как “Аэрофлот” систематически закрывает глаза на подобные инциденты и ничего не меняет в своей политике, это только начало. И “лучшие” истории скорее всего еще впереди.

Полет проходит на высоте

Но и это еще не самое страшное. Адвокат семьи пилота Юлия Теслова представила суду акт внеплановой проверки Ространснадзором исполнения требований к безопасности полетов в связи со смертью Дамира Ахметова, вскрывший множество нарушений требований Минтранса к режиму времени работы и отдыха членов экипажей воздушных судов. В частности, Дамиру Ахметову неделями не предоставлялись выходные дни. Он летал без выходных по 15-18 дней. К примеру, в январе он совершал вылеты ежедневно с 1 по 13, в феврале — с 10 по 28, в июле — с 15 по 31, в августе — с 1 по 15 числа. Минимальный отдых пилота между сменами должен составлять 12 часов - однако в июле и сентябре 2019 года Ахметов выполнил несколько рейсов с отдыхом от 50 до 54 минут. И это были рейсы на разных самолетах с разным экипажем. Пилот летал в ночные смены без предоставления отдыха два раза подряд - это категорически запрещено (в материалах проверки “Аэропорта” эти ночные задания не зафиксированы, отметил Ространснадзор).

В табеле рабочего времени Дамира Ахметова не учитывалось ожидание вылетов в аэропортах — за год не учтено более 360 часов. Не учтено и время перемещения в самолете в качестве пассажира из внебазовых аэропортов в Омск по заданию работодателя.

Интересно, если бы пассажиры “Аэрофлота” могли ознакомиться с подобными актами, какая их часть осталась бы верна национальному авиаперевозчику?

Обжалуя решение суда, представители авиакомпании заявляли, что умерший летчик мог знать о заболевании и скрыть его. По словам Михаила Демина, официально представлявшего “Аэрофлот”, Дамир Ахметов проходил врачебно-летную экспертную комиссию не в медицинском центре авиакомпании в Москве, а в Омске. “Обстоятельства прохождения медицинской комиссии по-прежнему вызывают обоснованные вопросы”, - заявляли в “Аэрофлоте”.

На сегодняшний день, несмотря на все старания авиаперевозчика, правда на стороне семьи летчика. Кассационная жалоба ПАО “Аэрофлот” осталась без удовлетворения - суд указал, что оснований для отмены решений омских судов в обжалуемой “Аэрофлотом” части не имелось.

Адвокат жены пилота Юлия Теслова высказала надежду на то, что на этом “Аэрофлот” прекратит судебные тяжбы. Но верится в это с трудом. Уж очень болезненно руководство авиаперевозчика относится к незапланированным выплатам своему персоналу, если, конечно, речь не идет о топ-менеджменте авиакомпании.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...