Аттракцион невиданной щедрости в аэропорту Шереметьево

13 минут

Автор: Максим Мельник

Сегодня, когда большинство российских отраслей экономики претерпевают различные трудности, связанные с санкционным давлением, авиация не стала исключением.

Западные санкции ввели авиатранспортную отрасль России в период турбулентности, из-за чего многим предприятиям пришлось застегнуть ремни безопасности и изо всех сил бороться за место под солнцем.

Однако, как показывает практика, не все участники рыночных отношений считают необходимым приложить все усилия к развитию отрасли, повышая качество предоставляемых услуг и привлекательность компании за счет внедрения современных и, желательно, российских технологических решений. Не желая тратить время, силы и деньги на честную конкурентную борьбу, основным оружием в которой является повышение уровня обслуживания клиентов, особо «предприимчивые» игроки рынка ищут более легкие и не всегда, на наш взгляд, законные пути.

(Не)легальная работа

Как раннее писало наше издание, со ссылкой на материал в «Известиях», Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводят проверку работы «родственного» тандема – аэропорта Шереметьево и его дочернего предприятия - грузового терминала «Москва Карго» на предмет возможного нарушения конкуренции.

Жалобу на них подали менеджеры соседнего независимого от авиаузла грузового оператора «Шереметьево-Карго» из-за того, что «Москва Карго» препятствует обработке грузов на терминале конкурента без законных на то оснований.

«Голос Совести» сделал запрос в ФАС и прокуратуру о подтверждении факта проведения проверок.

Однако это уже не первый случай, когда в отношении ООО «Москва Карго» ФАС проводит расследование на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства РФ.

Так, в 2018 году крупнейшее российское издание «КоммерсантЪ» уже сообщало о том, что «Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заподозрила авиакомпанию «Аэрофлот» и грузового оператора аэропорта Шереметьево «Москва Карго» в заключении антиконкурентного соглашения (ч.4 ст.11 Закона о защите конкуренции)».

ФАС также подтвердил «Известиям», что «в сентябре 2019-го подмосковное управление службы признало, что аэропорт Шереметьево нарушил антимонопольное законодательство, злоупотребляя доминирующим положением. Аэропорт устранил нарушение и заплатил штраф», - сообщили в ведомстве изданию.

«Крепостные» клиенты «Аэрофлота»

Проблема «быть или не быть» «Москва-Карго» единственным возможным хэндлинговым оператором по наземной обработке грузов и почты на рейсах «Аэрофлота» в Шереметьево в 2017 году уже закончилась коллективным письмом премьер-министру России и руководителю ФАС. Как ранее сообщала «Парламентская газета», более 70 представителей авиационных грузоперевозчиков обратились к главе Правительства РФ и руководителю ведомства, осуществляющего контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, с коллективным требованием остановить «монополизацию обработки груза в аэропорту Шереметьево».

Однако, как сообщили «Известиям» клиенты авиаперевозчика, несмотря на обращения налогоплательщиков, регулярные проверки различных ведомств и штрафные санкции, ситуация в аэропорту Шереметьево так и не изменилась.

Многие клиенты Аэрофлота, будучи недовольны безопасностью, эффективностью и качеством работы «дочки» аэропорта Шереметьево, до сих пор требуют вернуть право выбора грузового терминала, которое у них было до тендера, впервые проведенного Аэрофлотом в 2015 года, и которого они впоследствии были лишены. Но, несмотря на все жалобы клиентов, право обслуживания грузов и почты крупнейшей российской авиакомпании в аэропорту Шереметьево уже более семи лет всецело принадлежит «Москва Карго». И «Аэрофлот» продолжает в добровольно-принудительном порядке навязывать своим клиентам его услуги. В то время как по законам рыночных отношений, последнее слово при выборе победителя должно быть за клиентом. И только клиент может определять место, где ему получать свой груз, и на каком терминале его обслуживать.

Но, видимо, крупнейших российский перевозчик и несменяемый победитель его тендеров плохо знакомы не только с правилами рыночных отношений и российским законодательством, но и с историей нашей страны. Или просто запамятовали, что крепостное право в России было упразднено еще несколько веков назад. А основное правило успешных компаний XXI века гласит: Клиент всегда прав! И только клиент имеет право выбирать грузового оператора, ориентируясь при этом не на требование авиакомпании-перевозчика, а на качество предоставляемых услуг.

Причем, справедливости ради надо заметить, что с другими авиакомпаниями право выбора грузового терминала осталось, и только «Аэрофлот», как всегда решил показать свою исключительность и неподражаемость.

Но и тут не все так просто. Как писала «Российская газета», в 2017 году любопытное стечение обстоятельств можно было наблюдать в аэропорту Шереметьево. По необъяснимой причине грузовые воздушные суда, предназначенные для установки на специально имеющийся в аэропорту грузовой перрон, отправляются на пассажирские стоянки подальше от обслуживающего их грузового терминала. И это при том, что места на грузовом перроне либо свободны, либо заняты пассажирскими самолетами. Правда, происходит это почему-то только при обслуживании рейсов на терминале «несговорчивого» конкурента «Москва Карго».

И вот, ФАС отчиталась об устранении нарушений, проходит пять лет, мы открываем «Известия» за 2022 год, и что же мы читаем? Ситуация со стоянками повторяется точь в точь. Парадокс!

«Партнер мечты»

Также очень удручает, что вместо того, чтобы принять во внимание реальные отзывы своих клиентов и направить силы на повышение уровня обслуживания, «Москва Карго» с особой предприимчивостью продолжает искать обходные пути и играть по собственным правилам.

Когда число рейсов из-за санкционного давления сократилось, и терминалы вынуждены бороться за каждого клиента, грузовой терминал «Москва Карго» придумал еще один «хитроумный» план навязывания своих услуг авиакомпаниям, используя для этого «родственные» связи с аэропортом. И речь идет вовсе не о широкой рекламной кампании. На фоне резкого снижения объема грузоперевозок «Москва Карго» от лица своего акционера предлагает авиаперевозчикам, обсуживающимся в аэропорту Шереметьево, скидки на аэропортовые услуги в размере 20-25% при условии заключения с вышеназванным грузовым терминалом договора на хэндлинговое обслуживание грузов и почты на рейсах авиакомпаний, о чем нашему изданию стало известно из писем, адресованных авиакомпаниям и размещенных в открытых источниках.

«Голос Совести» запросил уже у ряда авиакомпаний подтверждение о предлагаемых грузовым терминалом «Москва Карго» скидках на аэропортовые услуги.

К слову говоря, Московская межрегиональная транспортная прокуратура в рамках проверки для выявления компаний, причастных к данной ситуации, уже запрашивает документы у партнеров ООО «Москва Карго» и АО «МАШ».

Но чем еще, помимо общения с правоохранительными органами, может закончится для авиакомпаний такое «выгодное» на первый взгляд партнерство? Для ответа на этот вопрос достаточно вспомнить инциденты, регулярно происходящие на грузовом терминале с первых дней его «блестящей» работы. Послужной список компании насчитывает уже достаточно весомое количество «случайностей», а случайность, как известно, частный случай закономерности.

И вот мы регулярно узнаем из СМИ, что крупнейший российский грузовой терминал то груз не тот отправил, то и вовсе где-то его потерял или, на худой конец, оставил на несколько дней зимой проветриться под открытым небом. Вряд ли кто-то может со стопроцентной уверенностью сказать, что подобная учесть не ждет новых партнеров компании.

foto_1.jpg

Источник изображения: pikabu.ru

Причем, о первом грузовом коллапсе СМИ написали уже в сентября 2015 года. Выяснилось, что победитель аэрофлотовского тендера «оказался просто не готов к работе в режиме главного аэропорта страны. В считаные часы поток грузов заполнил спецтерминалы, а потом и площадки под открытым небом. Администрация аэропорта выделила дополнительные транспорт и рабочих, чтобы помочь оператору». В результате «Аэрофлот» был вынужден объявить эмбарго на перевозку грузов на отдельных направлениях. Убытки авиакомпании составили 349 млн 868 тыс. рублей, - сообщала «Российская газета».

А что ВЫ скажите, когда узнаете о потерянном грузе с лекарствами для больного ребенка?

В конце ноября 2017 года издание «Логирус» опубликовало текст письма в адрес «Москва Карго», в котором грузоотправитель обращался к оператору с просьбой как можно быстрее разыскать жизненно важные для маленького онкологически больного ребенка медикаменты и отправить ближайшим рейсом в Санкт-Петербург. Лекарства, к счастью, были найдены и отправлены. Правда, даже при всей важности произошедшего, в ответном письме грузовой оператор не счел нужным извиниться за содеянное. Видимо, не в его правилах признавать свою вину, как и нести за нее ответственность.

Также в связи с потерей или порчей груза, обсуживающегося в «Москва Карго», авиакомпании и клиенты грузового терминала были вынуждены обращаться с жалобами в прокуратуру и Роспотребнадзор, - сообщало ранее издание «Логирус».

Кроме того, подобные инциденты не самым благоприятным образом отражаются на репутации самой авиакомпании, так как грузополучатели и грузоотправители договор заключают с авиакомпанией, а соответственно, и претензии в связи с порчей или потерей груза предъявляют именно к авиаперевозчику.

Поэтому, выиграют ли авиакомпании на самом деле за счет сомнительных скидок на аэропортовые услуги, пока сказать сложно. Как и сохранятся ли предложенные тарифы в будущем или в скором времени после подписания договора о наземном обслуживании, будут изменены. Как это, например, произошло после победы на тендере, когда тарифы на обслуживание рейсов «Аэрофлота», заявленные во время конкурса грузовым терминалом «Москва Карго», практически сразу после победы стали выше, чем у основного конкурента, хотя именно они сыграли решающую роль в определении победителя. И нет никаких гарантий, что авиаперевозчики, которые польстятся, на выгодные цены, не столкнутся с таким же неприятным поворотом событий.

Ведь, помятуя былой опыт, вполне можно сделать вывод, что «аттракцион невиданной щедрости», будет длиться до тех самых пор, пока авиакомпании не поддадутся на уговоры и не подпишут необходимые бумажки. И в этом случае желание сэкономить может обернуться большими незапланированными потерями, в том числе и репутационными.

Но все эти потери ничто, по сравнению с тратами на ремонт поврежденного воздушного судна. А такие случаи, как сообщали источники, уже происходили и не раз. Так, в начале года, 7 февраля, «Москва Карго» при обслуживании аэрофлотовского рейса повредила авиалайнер A-321 VP BEW. За полгода до этого случая, в мае 2021 года, та же учесть постигла А-321, с бортовым VP BTR. В июне 2020 года пострадал А-320 VQ BSI. А в мае 2019 года сотрудники грузового терминала на судно VQ BSI погрузили незашвартованный сосуд Дьюара. В результате чего прямо в полете произошла утечка жидкого азота. Думаю, не стоит говорить, чем это могло закончиться…

Конечно, в случае повреждения судна авиакомпания может подать в суд. Только вот до выдачи заветного судебного решения самолет придется восстанавливать за собственные средства, а это - колоссальные траты. Есть и другой вариант, полностью окунуться в многолетние судебные тяжбы и ждать, когда Ответчик компенсирует ремонт авиалайнера, а до тех самых пор нести потери. Также остается загадкой, где и как в нынешних условиях раздобыть необходимые для ремонта запчасти? После ввода западных санкций поставки запчастей для обслуживания зарубежных самолетов были полностью прекращены.

Что же касается клиентов авиакомпаний, вынужденных получать свой груз в «Москва Карго», то им лучше серьезно отнестись к планированию маршрута в грузовой терминал. Ведь, исходя из информации, прописанной на сайте грузового оператора, если грузополучатель после заказа пропуска на вывоз не забрал груз в течение 3-х часов, то нахождение груза на складе тарифицируется сразу как ответственное хранение. А следовательно, небольшое опоздание может обойтись клиенту в кругленькую сумму, так как даже если водитель опоздает на выдачу на 10-15 минут, заплатить придется уже за целые сутки.

Можно было бы, конечно, предположить, что только временные трудности заставили «Москва Карго» вводить дополнительные «поборы» со своих клиентов. Но как тогда быть с другой информацией, опубликованной «Парламентской газетой» еще в 2017 году, когда о проблемах с грузом никто не мог и помыслить.

Издание уже тогда сообщало о «специфических особенностях взимания платы» в грузовом терминале:

«Груз свыше 80 килограммов с пассажирских рейсов считается почему-то тяжеловесным и оплачивается по повышенному тарифу»

Установлен высокий минимальный сбор для ценных, но совсем незначительных по весу грузов.

Хранение в «Москве Карго» считают по объёмному/платному весу, а не по весу брутто».

Но и это еще не самая большая проблема.

Новая реальность со старым тылом

На фоне санкционного давления многие иностранные компании, в том числе производящие техническое оснащение для грузовых терминалов, стали убегать с российского рынка, сверкая пятками, что может стать достаточно серьезной проблемой для отечественных компаний, с гордостью заявлявших о внедрении в производственные процессы предприятий ультрасовременных технологий западного производства.

И это несмотря на то, что Президент РФ уже несколько лет назад дал указание взять курс на импортозамещение и неоднократно призывал российские авиатранспортные предприятия перейти на системы отечественного производства. Казалось бы, вполне логично, что авиатранспортные предприятия России должны использовать российскую технику и уметь обслуживать ее. Но нынешние санкции продемонстрировали, насколько все неидеально в стране по части импортозамещения зарубежной продукции. Крупнейший российский грузовой терминал «Москва Карго» не стал исключением, отдав ранее предпочтение компании Lödige, работающей в области проектирования, оснащения и обслуживания грузовых терминалов, однако снова не с российским происхождением.

И тут возникает ряд весьма логичных вопросов:

Откуда теперь компания собирается брать запчасти для столь уникальных автоматизированных немецких систем, и каким образом собирается проводить очередной тендер на закупку немецких двигателей Deutz и английских Perkins? Кто будет обслуживать импортную технику?

Не имея современных исправно работающих технологий, они вряд ли впоследствии смогут предложить своим клиентам достойный уровень обслуживания.

Так или иначе, это также напоминает и о некой недальновидности авиакомпании «Аэрофлот», которая вместо того, чтобы остановить свой выбор на российских системах бронирования, сотрудничала и была отключена в марте от американской Sabre и испанской Amadeus –зарубежных систем бронирования и продаж авиабилетов, о чем ранее сообщал «КомерсантЪ» и ряд других крупных СМИ.

А что думают клиенты?

Когда в медиапространстве появляется информация о ненадлежащем качестве работы компании, то в большинстве случаев в этом замешаны недовольные клиенты. Чтобы не быть голословными и понять реальное отношение грузоотправителей и грузополучателей, наше издание обратилось непосредственно к отзывам клиентов, которые прибегали к услугам компании «Москва Карго».

Так, на страницах «Яндекс. Карты» в качестве главных минусов клиенты отметили: большие очереди, нерасторопность персонала на складе выдачи, плохой терминал и странные правила пропуска на склад.

На сайте «Отзовик» средний балл «Москва Карго» составляет полторы звезды, и только 6% рекомендуют данного грузооператора. Одни клиенты заявляют, что прождали свой груз не менее 5 суток, другие сталкивались с игнорированием звонков и обрыванием разговоров со стороны сотрудников компании в ходе решения возникших проблем. Кто-то и вовсе дожидался своего питомца, оформленного как багаж, около трех часов после прилета.

Также клиенты искренне не могут понять, почему при всей некомпетентности и безответственности грузового терминала «Москва Карго», о чем неоднократно сообщали клиенты в своих отзывах, зарубежные авиакомпании признали полное его соответствие требованиям и стандартам.

И несмотря на очевидные слабые стороны «Москва Карго», крупнейший российский перевозчик с завидным упорством отдает грузовому оператору исключительное право на работу. Хотя в ответ за доброту тот платит штрафами, регулярными проверками и жалобами. В сложившейся ситуации у клиентов остается не так много вариантов для выбора: либо смириться с качеством предоставляемых услуг и верить, что они станут лучше, либо искать альтернативу, которой их упорно стараются лишить.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...