Авиакомпании просят Минтранс помочь пережить трудные времена

251
4 минуты

Автор: Миллер Александра

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась в Минтранс с просьбой о продлении льгот по НДС и моратория на банкротство, который истекает в сентябре этого года.

«Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, выражая мнение входящих в состав АЭВТ 23 ведущих российских авиакомпаний и авиапредприятий, просит Министерство транспорта Российской Федерации обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о продлении действия моратория на банкротство на 6 месяцев", – говорилось в обращении.

Зачем Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта выступать с таким прошением?

Продление моратория не разрешает банкротить кредиторам должников из пострадавших отраслей, а также ограничивать взыскание долгов.

Потребность в продлении такой меры ассоциация (в нее входят самые крупные авиакомпании) аргументирует тем, что «уровень перевозок [после снятия карантина] в полной мере не восстановился». Следует отметить, общий операционный убыток членов АЭВТ в текущем году может достичь цифры триста пятьдесят миллиардов рублей!

Также было оглашено предложение касательно продления льгот по НДС: «Льготная ставка НДС в размере 10% на внутрироссийские авиаперевозки оказывает положительное влияние на доступность воздушных перевозок для населения и развитие отрасли». Обоснование этому: слишком высокие цены на керосин и аэропортовое обслуживание, а также операционные убытки негативно сказываются на положении авиаперевозчиков, которые до сих пор не могут оправится от последствий пандемии.

Весной перевозчики уже попытались добиться обнуления НДС до 2030 года, но мера не сыскала одобрения. Противником снижения НДС на авиаперевозки оказалось Министерство финансов. Однако помимо Министерства транспорта идею авиакомпаний поддержали и другие чиновники.

Источник в авиаотрасли объяснил, что мораторий и льготные ставки НДС являются необходимыми мерами, хоть и недостаточными: «С учетом медленного восстановления отрасли и того, что ее убытки, по неофициальным данным, уже превысили 250 млрд рублей, это ничтожно мало. Сейчас все перевозчики продают билеты ниже себестоимости, а акции авиакомпаний не от хорошей жизни продаются со скидкой в 50%. Главное, что нужно для спасения отрасли — это открытие международного сообщения».

Глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов согласен, что мораторий необходим, и данная мера должна применяться ко всему туррынку. Также ее стоит продлевать по отношению к наиболее пострадавшим отраслям: «Рынок еще не вышел из кризиса и в ближайшее время не выйдет. Если 6 октября, когда действие моратория закончится, все должники, которые им сдерживались, разом пойдут в Арбитражные суды, то добрую половину туркомпаний можно будет обанкротить за неисполненные обязательства. Хотя это и создает определенные сложности в части списания средств с должников по исполнительными листам».

Срок моратория на банкротство, введенный в отношении приблизительно 1,5 миллиона предприятий в Российской Федерации, включая предприятия из сферы авиаперевозок, истекает уже в октябре этого года.

Также стоит отметить, что в конце июля 2020 года акционеры «Аэрофлота» на годовом собрании одобрили возвращение авиакомпании в состав АЭВТ России.

Каковы последствия отказа Минтранса для российских авиаперевозчиков?

В 2021 году ставка НДС на рейсах через столицу возрастет с десяти до двадцати процентов. И весьма целесообразным считается рассмотрение обнуления ставки на внутренних перевозках до 2025 года. Иначе неизбежны банкротства и рост цен на авиабилеты.

В итоге это может стать причиной расширения субсидирования авиаперевозок, ведь показатели по приросту мобильности населения должны быть выполнены.

Стоит подчеркнуть, что авиакомпании еще в начале сентября подстраховались: попытались договориться о продлении срока отказа от правила «используй или теряй» на слоты в зимний период (оговоренные интервалы на взлет/посадку самолета в аэропортах). То есть авиакомпании, согласно правилу, должны использовать не менее восьмидесяти процентов выделенных слотов. В противном случае появляется угроза потери права на слот в последующих сезонах. Было принято решение о смягчении правил сохранения слотов.

Конечно, это не все проблемы, которые продолжают «истязать» авиаотрасль. Остро встал вопрос относительно Дальнего Востока, так как создание дальневосточной авиакомпании чрезвычайно важно для внутрирегиональных перевозок. Согласно принятому решению «в срок до 10 сентября Минтранс должен представить в правительство сценарии создания дальневосточной авиакомпании».

Авиаотрасль не успевает оправиться от негативного влияния пандемии, как появляются все новые и новые проблемы, требующие финансового вливания. Но даже принятие вышеназванных мер может предоставить шанс игрокам авиарынка удержаться на плаву и продолжить свою деятельность.

Представителям же Минтранса, в свою очередь, необходимо хорошенько задуматься при рассмотрении прошения авиаперевозчиков, так как банкротство авиакомпаний самым негативным образом отразится на всей авиаотрасли и неминуемо приведет к монополизации рынка, а значит – повышению цен на авиабилеты и снижению качества предоставляемых услуг.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...