Авиаотрасль в период пандемии коронавируса

7 минут

Автор: Миллер Александра

Чем быстрее разворачивается по всему миру пандемия вируса COVID-19, тем яснее становится  ,что она чрезвычайно сильно изменит привычный нам мир. И дело заключается не только в количестве пострадавших и заболевших коронавирусом, но и в экономическом положении, так как страдают и оказываются под угрозой спада целые отрасли. Одной из первых ощутила мировые социальные метаморфозы авиаотрасль ввиду ограничения авиасообщений и закрытия границ.

Кризис, с которым столкнулась авиация, можно смело назвать крупнейшим за всю историю. Но чем же все-таки обусловлен столь великий драматизм нынешнего кризиса? На этот вопрос ответил Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт»: «Никогда раньше мировая гражданская авиация не была столь масштабной отраслью, к 2020 году мы находились на пике по пассажиропотоку, объему флота, по объему выручки. Второе - гражданская авиация трансгранична, основную ее часть составляют международные перевозки, которые вследствие последних событий были парализованы».

Главная беда – незнание глубины падения спроса после долгожданного открытия границ, а также отмены ограничения на ависообщения. Вследствие этого отрасль, вероятно, не сможет достичь даже докризисных показателей после открытия границ. По мнению экспертов, восстановление докризисных показателей относительно пассажиропотока может занять не один год.

Ни отдыха, ни денег?

Многих, несомненно, интересует вопрос насчет изменения цен и возврата денег за билеты.

Проанализируем ситуацию на примере крупнейшего авиаперевозчика России - авиакомпании «Аэрофлот». Несмотря на выделенные государством субсидии на возмещение убытков в связи с пандемией коронавируса, тысячи пассажиров так и не могу вернуть деньги за билеты на отмененные рейсы. Авиакомпания активно ссылается на недавно принятый Государственной Думой закон, согласно которому потери пассажиров могут быть компенсированы «эквивалентном».

АО «Аэрофлот, АО «Авикомпания Россиия» и АО «Авиакомпания Аврора» являются тремя группами авиакомпании «Аэрофлот». Они получили субсидии в размере 7,89 млрд рублей. Однако это никак не повлияло на то, как в конечном счете «Аэрофлот» истрактовал понятие «сохранение устойчивости». Да и о теплых взаимоотношениях с потребителями услуг авиакомпания как-то резко позабыла.

Возврат средств за аннулированные билеты по вине разбушевавшейся пандемии пассажирам заменили ваучеры. Стоит уточнить, что получить их можно в офисе, отстояв очередь (и это в разгар эпидемии!).

В то время, как многие люди нуждаются в средствах в столь непростое время, главный российский перевозчик раздает за сгоревшие авиабилеты бумажки. А турфирмы, к слову говоря, замораживают оплату на депозите. Приоритеты «Аэрофлота» настолько возмутили клиентов, что даже появилась петиция «Аэрофлот, верните наши деньги! Ваучеры нам не нужны!» на глобальной онлайн-платформе Change.org.

В петиции клиенты жалуются: «Аэрофлот уверил меня, что деньги они вернут на карту, с которой прошла оплата. До сих пор ничего получить не удалось. Позвонив в очередной раз в колл-центр Аэрофлота, я узнала, что принято решение деньги не возвращать. Я сказала, что мне не нужны ваучеры. Ответ был краток: "В таком случае ничем вам помочь не можем».

«Аэрофлот» поступает подобным образом и с известными персонами. Например, публицист и драматург Виктор Шендерович так и не дождался возврат денежных средств, однако его как лояльного клиента завалили различной рекламой и всякими «бонусами».

Как изменялись цены на билеты

Стоимость авиабилетов за последние несколько месяцев кидало из стороны в сторону из-за введённых ограничительных и карантинных мер. По сообщению АТОР, уже в июне авиакомпании постараются выполнить до 25-30 процентов объемов июня 2019 года, а в июле – около 50 процентов июля 2019 года. По оценкам экспертов, в июне цена перевозки может быть ниже прошлогодней.

Кстати, в настоящее время россияне в четыре раза чаще сдают и меняют билеты!

Жизнь бортпроводников

В связи с сокращением полетов и, следовательно, огромными убытками, многие авиакомпании стараются минимизировать расходы.

В марте авиакомпания «S7 Airlines» попросила подписать обучающихся в школе бортпроводников соглашение о расторжении ученического договора, заявив, что любой ранее подписанный ученический договор – всего-навсего бумажка.

«S7 Airlines» усердно трудится над оптимизацией расходов. Поэтому авиакомпания вынуждена рассматривать такой вариант, как сокращение штата. По словам пресс-службы, готовым к переезду в другой город сотрудникам будет предоставлена возможность перевода в подразделения компании в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, а также в Москве.

При увольнении «S7 Airlines» пообещала уволенным сотрудникам вновь предложить работу, когда объемы перевозок вернутся к норме.

Финансовое давление ощутила и авиакомпания «Аэрофлот». Работникам с неиспользованным отпуском, было предложено воспользоваться им сейчас. Некоторые офисы продаж пришлось временно закрыть.

О том, что творится на самом деле в компаниях и как изменилась работа, более подробно рассказывают сами бортпроводникои. Так, интернет-сайт «Wonderzine» решил узнать все из первых уст. Бортпроводница (анонимно) комментирует все происходящее следующим образом: «Сказать что-то развёрнуто я не могу — сейчас большинство бортпроводников просто повсеместно паникуют. В некоторых компаниях начали увольнять людей, где-то — отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. В компании, где я работаю, такой практики нет, но на фоне отмены международных рейсов сильно упала зарплата, что для многих сотрудников огромная проблема, ведь большинство из них — молодые ребята в ипотеке и кредитах. Сейчас пришло письмо об отпуске за свой счёт».

Как «таяла» маршрутная сеть?

Отсутствие заграничных пассажирских перевозок не могло не оказать влияния на внутренние рейсы. В основном регулярные полеты за рубеж выполнялись из столицы. И внутренние направления были незаменимы для тех жителей регионов, которые улетали за границу через Москву. По подсчетам Ассоциации эксплантатов воздушного транспорта, международные рейсы приносят больше дохода, чем внутренние. И авиаперевозчики были вынуждены компенсировать убытки от маршрутов по стране за счет зарубежных авиаперелетов.

В среднем внутри России выполнялось приблизительно 3,17 тысяч рейсов в сутки. Теперь их количество сократилось до 400. Если раньше «Аэрофлот» выполнял 140 рейсов в неделю по маршруту между Москвой и Санкт-Петербургом, то сейчас – примерно 70. Между тем, авиакомпания «S7 Airlines» сократила количество рейсов на 50 процентов от запланированных в летнем сезоне.

Каковы потери?

Ограничения на полеты ввиду пандемии вируса COVID-19 обойдется авиакомпаниям не меньше, чем в семьдесят млрд рублей. Если говорить об общемировых потерях, то сумма уже достигает ста десяти млрд долларов.

Убытки именно российских авиакомпаний могут составить от 70 до 100 млрд рублей в 2020 году. Из-за запрета полетов в Китай авиакомпания «Аэрофлот» могла недосчитаться 6 млрд (остальные авиакомпании – 4,5 млрд).

По заключению эксперта, общие потери семи самых крупных авиакомпаний России могут составить до сорока пяти млрд рублей.

Уровень сервиса 2020 год

Если заглянуть в отзывы об авиакомпании, к примеру, «Аэрофлот», то можно заметить рост отрицательных отзывов. Многие жалуются на то, что ведущий авиаперевозчик славится «отвратительным отношением к своим клиентам». Вот уже несколько месяцев не получается вернуть деньги за билеты и дозвониться до колл-центра. К слову, поступают и жалобы касательно частых задержек рейсов.

Каких изменений стоит ожидать в сервисе авиакомпаний?

После спада пандемии наверняка исчезнут (в связи с новыми правилами) на борту самолета горячие блюда, которые будут заменены закусками в безопасной упаковке. Также из удобств могут быть исключены подушки, пледы и предоставляемые авиакомпаниями журналы. Стоит отметить, что авиаперевозчики обещают предпринять все меры, чтобы пройти санитарные проверки.

Отраслевая поддержка от государства

Пассажиропоток на всех видах российского транспорта в апреле месяце упал на 70-95 процентов.

Господдержка авиакомпаний объемом 23 млрд рублей оказалась рассчитана всего на полгода. Деньги будут выделяться каждый месяц, но смогут покрыть только половину затрат на аэропортовые сборы, оплату труда за февраль-июль и лизинг.

По оценке Moody’s, авиаотрасли требуется куда больше денег, так как один «Аэрофлот» тратит на оплату труда за квартал не менее 23 млрд рублей.

По мнению Елены Сахновой, руководителя управления машиностроения, транспорта, материалов «ВТБ Капитал», выделяемая поддержка не должна быть безвозмездной. К примеру, в США власти выделяют деньги авиакомпаниям взамен на право войти в их капитал.

Как ситуация с авиаотраслью сложится в России, покажет только время. Однако прогнозы большинства экспертов на сегодняшний день выглядят не слишком оптимистично, и решить проблемы, по мнению аналитиков, способно только государство, так как без господдержки многим авиаперевозчикам не выкарабкаться.

Эксперт в области управления процессами поддержания летной годности воздушных судов Михаил Трифонов в своем интервью с главным редактором нашего издание для YouTube-канала "Между небом и землей" высказал мнение, что   "транспортная система страны – это больше, чем просто бизнес. Это экономика всей страны. Если мы хотим ее развивать, то этим необходимо управлять. Государство и будет принимать решение, как дальше действовать".  


  • Комментарии
Загрузка комментариев...