Без вины обвиненный

13 минут

Автор: Ирина Соломатина

Не простые времена выпали на долю крупнейшего российского грузового терминала «Шереметьево-Карго», который в период пандемии COVID-19 не только сохранил грузооборот на уровне 2019 года, но и приумножил его почти на 40 %. И даже, когда беспрецедентное санкционное давления западных стран привело к резкому сокращению количества авиаперевозок, смог в кратчайшие сроки трансформироваться под новые реалии времени и предоставить своим партнерам площадку для роста грузооборота, при этом сохранив грузооборот на уровне октября-ноября 2021 года.

Однако в борьбе за «лакомый кусок» каждый по-своему начинает понимать принципы антикризисного менеджмента, и пока одни наращивают грузооборот усердным трудом, другие пытаются чинить препятствия в работе конкурента. Но стоило обратиться за защитой своих прав и законных интересов в контролирующие органы, как Шереметьевская таможня своим Приказом № 307 от 11 июля 2022 года лишает терминал Лицензии СВХ.

А ведь прав был Платон, когда утверждал:

«Тяжелые времена рождают сильных людей.
Сильные люди создают хорошие времена.
Хорошие времена рождают слабых людей.
Слабые люди создают тяжелые времена»

Казалось бы, в ситуации, когда Шереметьевская таможня своими, по всей видимости,  противоправными действиями блокирует работу грузового терминала, коллективу «Шереметьево-Карго» пора начать лить горькие слезы и заниматься поисками новой работы. Но не тут-то было. Уверенность в своей правоте только сплотила сотрудников предприятия, и они стали работать еще более активно, не снижая при этом качества. Да и оснований для исключения АО «Шереметьево-Карго» из реестра Владельцев СВХ, похоже, никаких не было. И любому юридически подкованному специалисту после изучения документов станет ясно, что дело, как говорится, «шито белыми нитками».

Но посудите сами:

На сайте «Шереметьево-Карго» говорится: в своем Акте проверки таможня утверждает, что две из четырех зон таможенного контроля не оборудованы досмотровыми установками, и в то же время забывает о своем собственном Приказе от 07.12.2018 г. № 2000, в котором ясно написано, что на один СВХ положена только одна досмотровая установка. В «Шереметьево-Карго» их, между прочим, две. Более того, все тот же господин Андреев О.А., подписавший Приказ №307, исключающий «Шереметьево-Карго» из реестра, 30 марта 2021 года поставил свою подпись в письме, в котором четко прописано, что «Шереметьевская таможня считает возможным (достаточным) оснастить СВХ стационарными контейнерными рентгенотелевизионными установками в количестве 2 единиц.»

Заработались, Вы, господин Андреев О.А. 

Ладно, идем далее. В качестве нарушения таможня ссылается на то, что видеокамеры, установленные в зонах таможенного досмотра в «Шереметьево-Карго», не передают видеоизображение с мест проведения таможенного досмотра, прилегающих к контейнерному участку центрального грузового терминала. И опять сотрудники таможенного органа, видимо, из-за обилия работы, забывают, что, действующее законодательство не возлагает на владельца СВХ обязанности по оснащению зон таможенного досмотра видеокамерами с выводом изображений в структурные подразделения таможенного органа. Кроме того, марка видеокамер и места их размещения были также ранее согласованы письмом Шереметьевской таможни от 04.06.2019г.

Что же касается утверждения о недостаточности площадей, переданных Шереметьевской таможни в безвозмездное пользование, то и тут возникает мысль об отсутствии межведомственного информационного взаимодействия, так как количество выделяемых площадей уже было ранее согласовано в Договоре безвозмездного пользования помещениями и имуществом, заключенном между АО «Шереметьево-Карго» и Шереметьевской таможней и подписанном с обеих сторон.

Выходит, правда на стороне «Шереметьево-Карго»?

Клиенты и партнеры компании также поддержали грузовой терминал и встали на его защиту. Помимо отправления писем в адрес премьер-министра России Михаила Мишустина и руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Булавина с просьбой вмешаться в ситуацию и восстановить нарушенные права крупнейшего российского авиатранспортного предприятия, часть авиакомпаний-партнеров приняла решение пассажирские рейсы отправлять без груза. Видимо, страх попасть в «услужливые лапы» дочернего предприятия аэропорта Шереметьево - грузового терминала «Москва Карго» - превыше денежных потерь. Кто-то и вовсе решил временно сменить авиагавань, а это ведь какие потери для аэропорта, который львиную часть своего дохода получает именно за счет предоставления аэропортовых и хэндлинговых услуг авиакомпаниям?

Ну что тут можно сказать? Разве что - «не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Клиентов «Шереметьево-Карго», не желающих менять проверенный десятилетиями и надежный грузовой терминал, понять можно. Да и послужной список регулярных грузовых коллапсов в «Москва Карго» начинается практически с первых дней его работы.

Но обо всем по порядку…

В отпуск без багажа

Наступило время отпусков. И мы, как всегда решаем, какое направление выбрать? Правда, если вы предпочитаете летать на самолете, вариантов с выбором курорта на юге России осталось не так уж и много. Росавиация продлила ограничение на полеты в южные аэропорты РФ до 24 июля. И на сегодняшний день открыт только сочинский аэропорт. Но если Вы любитель острых ощущений, то движетесь в правильном направлении. Вам просто надо лететь рейсом «Аэрофлота» из крупнейшей московской гавани – аэропорта Шереметьево. Вполне возможно, что приключения начнутся прямо при посадке в аэропорту Сочи, когда Вам спокойно сообщат, что Ваш багаж не добрался до места назначения, так как его просто забыли погрузить на борт. В нашем случае особо забывчивыми оказались грузчики «Шереметьево Хэндлинг» - еще одной «дочки» Международного аэропорта Шереметьево. Так случилось с пассажирами рейса SU 1128, прибывшего в Сочи из Шереметьево в субботу, 2 июля. Авиакомпании пришлось на следующем рейсе доставлять багаж «счастливчиков», а затем развозить его по адресам.

Надо сказать, что «проблемы с памятью» - это еще не самый страшный недостаток сотрудников «Шереметьево-Хэндлинг». 13 июля особо предприимчивый грузчик аэропорта Шереметьево решил разбогатеть аж на целый 21 млн. рублей, вытащив деньги из чемоданов пассажиров при загрузки их на борт самолета. Причем, как стало известно изданию «МК», оба пострадавших пассажира при прохождении таможенного контроля задекларировали денежные средства. Я не знаю как вам, уважаемые читатели, а мне очень интересно, от кого грузчик мог получить информацию о деньгах, и в каких чемоданах их стоит поискать…

Также может сложиться впечатление, что досмотровая техника в аэропорту Шереметьево используется не только в целях обеспечения авиационной безопасности, но и в каких-то иных, нам пока не известных…

(Да уж, умеют ребята в Шереметьево набирать персонал, а «особая внимательность» к клиентам и предприимчивость, видимо, семейные черты родственного тандема.)

Но оставим выяснение обстоятельств преступления и поиск подельников «предприимчивого» грузчика следователям, а сами вернемся к «Аэрофлоту», который сейчас переживает не самые добрые времена. Один из топ-менеджеров и по совместительству идейный вдохновитель новой стратегии развития авиакомпании Андрей Панов в самый сложный период сбегает за границу, сверкая пятками, другой оказывается под стражей за мошенничество в особо крупных размерах.

Страховки может и не быть?

Аэрофлоту к трудностям не привыкать. Да и сам он, похоже, старательно ищет приключения на свою «слабую» точку. По-другому, как еще можно объяснить его «нездоровую» привязанность к грузовому терминалу, который сам себя скромно величает «оператор по наземному обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок №1 в России». А Арбитражный суд московской области в своем решении по делу №А40-87764/21-143-598, о котом мы расскажем чуть позже, называет  его не иначе как «монополистом в Шереметьево».

Вот только куда в этом случае смотрит Федеральная антимонопольная служба (ФАС)? И по какой причине проверки в отношении «дочки» аэропорта Шереметьево - грузового терминала «Москва Карго», были инициированы только после подачи заявления другим грузовым терминалом, видимо, вдоволь натерпевшимся от «№1», который вместо того, чтобы обрабатывать быстро и качественно грузы решил возложить на себя обязанности аэропорта и начал с барского плеча своим новым партнерам раздавать скидки на аэропортовые услуги, а также, по словам заявителей, чинить всяческие препятствие в работе своего конкурента.

Казалось бы, что мешает при таком-то «родстве» и партнере (уже более семи лет «Аэрофлот» выбирает в качестве хэндлингового оператора грузовой терминал «Москва-Карго») справедливо оценить свои старые ошибки и не создавать на регулярной основе дополнительную работу Арбитражному суду московской области. Анализ картотеки судебных дел показал, что главный герой нашего материала частенько выступает то в качестве ответчика, то в качестве третьей стороны по делам о причинении ущерба клиентам авиакомпаний, доверивших свой груз «неоспоримому лидеру среди грузовых авиационных терминалов России», как говорится на сайте компании.  

Продолжаю изучать сайт «Москва Карго» и с изумлением узнаю «о кропотливой работе по поиску решений, направленных на оптимизацию производственных процессов, сокращение времени обработки грузов и улучшение качества обслуживания клиентов». Перехожу на сайт Арбитражного суда московской области и сразу нахожу «доказательства эффективности» этой самой работы.

Так, в результате все той же «кропотливой работы» «неоспоримого лидера среди грузовых авиационных терминалов России» страховая компания АО «АльфаСтрахования» была вынуждена предъявить иск о взыскании ущерба по страховому случаю от 27.04.2020г. в размере 4 254 999 руб. 71 коп. к компании ООО «Кюне+Нагель», которая в данном случае выступала в качестве экспедитора.

Если вкратце, дело было так. Компания «Яндекс» доверила экспедиторской компании «Кюне+Нагель» перевозку дорогостоящего оборудования (серверных шкафов с серверными йодами Rack ID 2648, ID 2642), которая, в свою очередь, передала его авиаперевозчику для перевозки во Владимир. Обработкой груза в аэропорту Шереметьево занимался никто иной, как грузовой терминал «№1». В процессе все той же «кропотливой работы» сотрудники грузового терминала стойки уронили, вследствие чего грузу был причинен ущерб всего-навсего на 4 млн 254 999 руб. 71 коп. К счастью, компания «Яндекс» не первый день «замужем» и груз свой застраховала. Страховая компания страховку выплатила и решила ущерб с экспедитора в судебном порядке взыскать. Вот только вернуть удалось ей не всю сумму страховой выплаты, а лишь ее восьмую часть, так как в результате изучения обстоятельств дела суд пришел к выводу, что Ответчик перевозку груза организовал надлежащим образом и не имел объективной возможности и необходимости вмешиваться в действия ООО «Москва Карго».

Причем, как следует из обстоятельств дела, «Москва Карго» свою причастность к факту падения стоек и причинению грузу ущерба признает (и на том спасибо). Да и зачем отрицать, когда исковые требования все равно предъявляются к компании экспедитору, а следовательно, ему и отвечать.

Тут бы страховой компании ошибку свою признать и Ответчика в иске поменять. Но не тут-то было, вместо этого она упорно продолжила борьбу, только уже в апелляционной инстанции. Апелляционный суд жалобу страховой компании не удовлетворил, решение первой инстанции оставил без изменения.

Я не знаю, как у Вас, многоуважаемый читатель, а вот у меня закралось подозрение, что на положительный исход, в случае предъявления иска к «дочке» Международного аэропорта Шереметьево, крупнейшая страховая компания России не рассчитывала. И трезво оценив свои силы и возможности, дальше бороться не сочла нужным. В чем причина бездействия? Вопрос остается открытым…

Вот только, чем может закончиться такая практика для грузоотправителей? Вряд ли, прослышав про исход дела с взысканием 4 млн ущерба, другие страховщики захотят иметь дело с грузами, направляющимися на обработку в «Москва Карго». И в этом случае либо страхователи будут получать отказ, либо размер страховой премии будет слишком велик…

Но оставим наши догадки и продолжим изучать судебную практику.

И вот «№1», которому, видимо, многочисленные судебные тяжбы в российских судах показались делом не интересным, выводит своего верного и терпеливого партнера – авиакомпанию «Аэрофлот» - на мировой уровень. Сам же, впрочем как и в предыдущем случае, решил остаться в тени, «подарив» все лавры, а с ними и штрафные санкции, многострадальному «Аэрофлоту».

Как сообщало 2 июля 2020 года Российское агентство правовой и судебной информации «РАПСИ», «ПАО "Аэрофлот — российские авиалинии" и транспортная компания Apex Logistics International заявлены в США ответчиками по иску о нарушении контрактных обязательств в связи с предполагаемым срывом сроков доставки 1 миллиона защитных масок для лица. Иск на сумму 1,65 миллиона долларов в Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка был подан американской компанией New Fortune  Inc.».

Согласно материалам дела, компания New Fortune заключила соглашение с покупателем из Лос-Анжелеса на поставку партии медицинских масок. Причем, в случае успешного выполнения условий сделки, покупатель был готов заказать еще 2 и 4 миллиона масок.  

Далее New Fortune поручает Apex Logistics International забрать 1 миллион масок у производителя из КНР и транспортировать их прямым рейсом в Международный  аэропорт имени Джона Кеннеди. Срок поставки - не позднее 27 апреля 2020 года. Для соблюдения необходимых сроков компания даже оплачивает повышенный тариф за срочность.

По какой-то причине, 27 апреля 2020 года Apex Logistics International отправляет по изначально оговоренному назначению из КНР в США прямым рейсом авиакомпании China Airlines лишь половину первой̆ партии масок.

И тут начинается самое интересное - вторая половина летит рейсом «Аэрофлота» в аэропорт Шереметьево, откуда должна была транзитом отправиться в Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. Но из России маски прибыли лишь 19 мая.

В результате срыва сроков поставки New Fortune не смогла выполнить условия соглашения поставки первой партии. Впоследствии заказчик не только отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией, но и не стал оплачивать поставку первой партии 500 тысяч масок.

Как известно, единственным и неизбежным терминалом, допущенным к обслуживанию грузов «Аэрофлота», является «Москва Карго». Поэтому можно предположить, чья «кропотливая работа» могла стать причиной того, что срочный и дорогостоящий груз растворился почти на месяц и в поврежденном состоянии был доставлен лишь спустя 23 дня.

Правда, для Аэрофлота на этот раз все закончилось достаточно благополучно. Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка иск отклонил, сославшись на то, что компания New Fortune не смогла доказать причину, по которой законодательство штата Нью-Йорк должно преобладать над положениями Монреальской конвенции, в соответствии с которой (п.3 ст. 22) ответственность перевозчика ограничивается значительно более низкой суммой ущерба.  

А вот New Fortune на этот раз не так повезло. Но каждый получил свое – американская компания – хороший урок, а крупнейший российский авиаперевозчик - «отличную» рекламу. И на этот раз уже не только на российском, но и на международном рынке.

Да уж, терпению «Аэрофлота» можно только позавидовать. Видимо, топ-менеджмент авиаперевозчика, рожденный в СССР и воспитанный на старых советских традициях, никак не может отойти от желания брать слабых на «перевоспитание». В то время как перевоспитываться «проблемный» партнер, кажется, и не планирует. Тем более, что свои обязательства по качеству хэндлинговых операций «лидер среди грузовых авиационных терминалов России», как оказалось, полностью выполнил перед основными перевозчиками еще в 2019 году, обеспечив соблюдение нормативов, прописанных в «Соглашении о стандартах качества обслуживания», - говорится на сайте грузооператора. А регулярные грузовые коллапсы, потеря и порча груза – лучшее тому доказательство.

Да и на сайте компании черным по белому написано: «Международный аэропорт Шереметьево и ООО «Москва Карго» поставили перед собой цель предложить клиентам и авиакомпаниям качественно новый уровень обслуживания, соответствующий лучшим мировым стандартам отрасли».

Поставили и выполнили! Пацан сказал - пацан сделал! И вуаля, получите ваши шпроты, господа хорошие, в лице грузового оператора «№1». Жаль только стать первым и, похоже, единственным он пытается не за счет проработки старых ошибок и повышения качества обслуживания, а по принципу: «Первый парень на деревне, А в деревне один дом, А в дому одна квартира, А в квартире один он»! 


  • Комментарии
Загрузка комментариев...