«Аэрофлот» forever

246
7 минут

Автор: Миллер Александра

Возникшие финансовые трудности из-за пандемии коронавируса и закрытия границ, по мнению авиакомпании «Аэрофлот», вовсе не являются преградами  расширения и без того доминирующего положения на авиарынке России. Если большинство маршрутов «Аэрофлота» перейдет к дочернему лоукостеру «Победа», то это станет причиной чрезвычайно жесткой ценовой войны с конкурентами. Но чем же еще может обвернуться реализация новой стратегии «Аэрофлота»?

Состояние российской авиаотрасли

Если падение в период с апреля по май достигло девяносто трех-девяносто пяти процентов, то в июне показатель снизился до восьмидесяти трех-восьмидесяти пяти процентов. Несмотря на достаточно низкие показатели, глава авиакомпании  «Аэрофлот» отметил наличие тенденции к восстановлению.

Виталий Савельев подчеркнул, что восстановление авиации Российской Федерации произойдет куда быстрее, чем мировой или же европейской: «В целом авиационная отрасль России растёт темпами примерно 9–10%. Если взять мировую отрасль, она растёт порядка 6%, европейская — 4,5%. Поэтому мы и восстанавливаться будем быстрее».

Однако вряд ли большинство российских авиаперевозчиков согласятся с господином Савельевым, выводы которого, скорее всего, основаны исключительно на положении дел крупнейшего в России авиационного холдинга.

Увы, положение большинства авиакомпаний оставляет желать лучшего. А в случае реализации новой стратегии «Аэрофлота» 30/30 многим авиаперевозчикам придется покинуть рынок. 

Но обо всем по порядку.

Стратегия развития «Аэрофлота» 30/30

В ситуации, когда о сроках восстановления отрасли все эксперты говорят с той или иной степенью неопределенности, руководство «Аэрофлота» заявляет об актуальности стратегии, разработанной до пандемии. 

Программа касается перераспределения ролей между тремя компаниями, входящими в группу «Аэрофлот»: «Аэрофлот» был и остаётся премиальным сегментом. Мы хотим «Аэрофлот» в новой стратегии сосредоточить на дальнемагистральных рейсах, чтобы сделать из неё пятизвёздочную компанию. И «Победа», встав на маршруты «Аэрофлота», существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов. А компанию «Россия» сосредоточить на социальных направлениях (в частности, плоские тарифы) и на эксплуатации отечественной техники», - рассказал на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев.

«Стратегия называется 30/30. Что имеется в виду? Мы готовы увеличить объём пассажиропотока на 30 миллионов, то есть мы хотели к нашему 100-летию перевезти 100 миллионов пассажиров, это очень крупно, мы войдём тогда, наверное, в десятку авиакомпаний мира, авиационных групп. Но мы реально можем перевезти 130 миллионов. А вторые 30 – это мы можем цены в экономклассе уменьшить на 30%», - объясняет суть стратегии руководитель «Аэрофлота». 

Новая стратегия поражает размахом в связи с вышеупомянутой ситуацией на рынке и тревожными перспективами мировой индустрии туризма в ближайшие два года.

А в случае ее реализации неминуемо произойдет перераспределение ролей игроков рынка авиаперевозок, при этом уже без каких-либо попыток замаскировать превалирование лидерства «Аэрофлота».  

В то же время нет никаких гарантий, что после реализации намеченных планов ценовая политика «Аэрофлота» или «Победы» не изменятся в сторону резкого увеличения.

Сложно представить, что авиакомпания «Аэрофлот», поставившая перед собой задачу стать «пятизвездочной компанией», и видящая себя уже в премиальном сегменте, постарается добиться намеченных целей за счет повышения уровня обслуживания. Скорее всего доказательством «премиальности» авиакомпании будет чрезмерно завышенная стоимость билетов.  

«Победа», в свою очередь, получит  не только все самолеты материнской компании Boeing 737-800, но и права на все средне- и ближнемагистральные маршруты. Стоит ли напоминать, что, как правило, снижение цен авиакомпания старается компенсировать за счет дополнительных услуг? И тут опять возникает вопрос: где гарантии, что в случае успешной реализации новой стратегии, сниженная на тридцать процентов стоимость не будет по итогу абсолютно аналогичной прежней благодаря многим дополнительным услугам?

Вероятно и то, что предлагаемый «Победой» низкий уровень комфорта с доминирующим положением компании, в будущем может стать причиной снижения уровня комфорта и у других авиаперевозчиков.

Также исчезнет из группы дальневосточная авиакомпания «Аврора». Вероятность того, что «Аэрофлот» продаст компанию, весьма велика. И вопрос касательно обслуживания пассажирских авиаперевозок на дальнем Востоке остается открытым.

Что же будет с другими авиакомпаниями?

По сути, произойдет монополизация рынка, где оставшимся его участникам придется довольствоваться нишевыми сегментами (обслуживание потребностей внутри- и межрегионального авиасообщения, перевозки на труднодоступных территориях, специальные перевозки, санитарные работы и так далее).

В сущности, компания «Аэрофлот», получавшая в полном объеме господдержку, работавшая во время пандемии и заблокировавшая шестого апреля функцию возврата денег за оплаченные авиабилеты (ею пользовались агенты и туроператоры), по внутреннему убеждению автора, пополнила ряды «жадных» компаний, стремящихся к господству на рынке.

Уже сегодня Интернет переполнен отзывами клиентов о хамском отношении персонала авиакомпании, потере багажа и других доказательствах «высочайшего сервиса» крупнейшего авиаперевозчика, который, при успешной реализации стратегии, может вообще не задумываться о вышеупомянутых «мелочах» из-за отсутствия конкурентов.

Допэмиссия?

Допэмиссия – новый выпуск ценных бумаг эмитента, чьи акции торгуются на бирже. Как правило, данная мера является вынужденной и приводит к размытию долей миноритарных акционеров в компании, что впоследствии негативно влияет на котировки.

Заместитель председателя Общественного совета ПАО «Аэрофлот», генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак высказал мнение, что «реализация подобной стратегии, очевидно, потребует невиданных доселе в российском воздушном транспорте инвестиций, исчисляемых сотнями миллиардов рублей, а точнее, десятками миллиардов долларов. И хотя группа «Аэрофлот» сегодня получает беспрецедентную по российским меркам поддержку от правительства, для реализации подобной программы нужны средства, как минимум на порядок, а то и на два, превышающие те, которыми компания располагает сегодня. До сих пор подобные финансовые вливания были доступны только сырьевому сектору и оборонно-промышленному комплексу».

Но и эта проблема оказалась решаема.

Правительство одобрило допэмиссию до 1,7 миллиардов акций, которые будут размещаться по открытой подписке, при условии сохранения контроля государства над «Аэрофлотом». Рынок на эту новость отреагировал отрицательно. Стоит ли после сказанного говорить, что «подобное решение финансовых проблем», весьма вероятно, не разрешили бы сделать ни одной другой компании?

Также следует отметить, что сейчас капитал авиакомпании состоит из 1,1 миллиардов бумаг. Таким образом, планируется увеличить его на 600 миллиардов акций! Относительно цены размещения обыкновенных акций известно, что она «будет установлена советом директоров не ниже нижней границы стоимости, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной акции «Аэрофлота», подготовленного независимым оценщиком, не позднее начала размещения дополнительных обыкновенных акций».

Среди возможных покупателей дополнительных акций авиакомпании предположительно будут государство, РФПИ и ВТБ, а также частные инвесторы. По мнению аналитика «Атона» Ганелина, «основным участником допэмиссии, очевидно, станет государство, а интерес частных инвесторов будет зависеть от цены размещения».

Каковы последствия допэмиссии?

Можно смело сказать, что сейчас государство пытается спасти системно значимого авиаперевозчика, хотя позитива для акционеров в этом маловато.

Бумаги «Аэрофлота» в краткосрочной перспективе могут ощутить серьезное давление, ввиду наложения друг на друга одновременно двух факторов:

  • произойдет значительное размытие долей владения текущих акционеров (из-за нового в будущем коэффициента оценка «Аэрофлота» станет не такой привлекательной);
  • при дисконте на рынке цена может снизиться для того, чтобы избавиться от «неэффективности».

Но, если цена размещения все же окажется выше или приближенной к нынешнему уровню, то это приведет к более позитивной реакции в силу реализации более благоприятного сценария по сравнению с тем, что заложен в «рынок». «Аэрофлот» получит достаточно средств на покрытие долгов и развитие согласно новой стратегии.

Правда, для большинства российских авиакомпаний подобное развитие событий станет последним гвоздем, забитым крупнейшим авиаперевозчиком России в крышку гроба с их нереализованными надеждами на «светлое будущее».  


  • Комментарии
Загрузка комментариев...