Что такое 5G: почему в России из-за него могут возникнуть проблемы в работе авиационного оборудования?

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Главной темой для обсуждения на предыдущей неделе  стал запуск мобильных сетей стандарта 5G. Основная причина заключается в том, что из-за развертывания мобильной связи нового поколения есть риск возникновения внезапных помех в работе авиационного оборудования, что может привести к плачевным последствиям. В этой статье мы постараемся разобраться, чем же 5G-сети отличаются от предыдущего поколения мобильной связи и почему именно эта сотовая сеть вызывает опасения.

Новое поколение мобильной связи открывает и новые возможности для технического прогресса и инноваций, но, тем не менее, одновременно появляется и другая сторона такого развития мобильных сетей – в меньшей степени приятная. Проблема в том, что частотный диапазон работы сетей 5G близок к частотам, в которых работают высотомеры, а задача этого прибора – показывать летчику расстояние самолета до земли, чтобы совершить взлет или посадку. Не зря в некоторых странах существуют особые ограничения, в отношении установок вышек 5G.

Сети 5G являются виртуальными и программно-конфигурируемыми и работают на базе облачных технологий. В первую очередь этот стандарт призван увеличить скорость передачи данных, сократить задержки и повысить гибкость служб предоставления беспроводного подключения к сети. Распространение служб 5G, как и планировалось, начало осуществляться в отдельных районах некоторых стран в 2022 году.

Если говорить о разнице предыдущего поколения мобильной связи 4G LTE от 5G, то можно отметить между ними следующие различия. Например, самые значительные изменения состоят в том, что 5G работает быстрее, чем 4G LTE, а также имеет меньшую сетевую задержку, потребляет меньше энергии, обеспечивает более надежную и быструю связь, обслуживает больше устройств. Наравне с проблемой обеспечения безопасности, к слову – одной из серьезных проблем, стоит сложность установки и развертывания самой сети 5G. Для одной и той же зоны покрытия в сети 5G требуется больше передатчиков, чем в 4G LTE. Собственно говоря, в некоторых регионах возникают препятствия для установки – охраняемые культурно-исторические памятники, труднодоступные районы, а также не рекомендуемые места, в числе которых местность вблизи аэропортов.

Дело в том, что с целью избежать проблем с работой авиационного оборудования вышки 5G, как правило, не устанавливают вблизи аэропортов, помимо этого их иногда требуют еще и наклонять, чтобы не создавать помех. В то же время некоторые эксперты считают, что проблема преувеличена — высотомеры вообще не используются при большей части приземлений, кроме того, большинство современных высотомеров уже могут отфильтровывать основные помехи.

«Прежде чем устанавливать, надо знать на каком удалении можно их ставить. Потому что как только попадется прибор на самолете, на который воздействуют сети 5G, то тут же все закончится крахом. Для определенной категории приборов это однозначно представляет опасность. В особенности локационных», – рассказал «Газете.Ru» заслуженный пилот СССР Смирнов.

На предыдущей неделе запуск сети связи 5G в США привел к отмене множества внутренних и международных рейсов. В числе американских городов, куда пришлось прекратить вылеты такими авиакомпаниями, как United Airlines, American Airlines, Delta Air Lines, Emirates, оказались Бостон, Чикаго, Даллас, Майами, Сан-Франциско. Проблема заключается в том, что в США нет никаких специальных требований и ограничений по установке в городах 5G-вышек. По этой самой причине перечисленные выше авиакомпании сами решили прекратить свои полеты в некоторые американские города с целью избежать возможных проблем и неприятных последствий.

Стоит иметь в виду, что в некоторых странах уже используются 5G-сети, тем не менее, авиасообщениям они совсем не мешают. Причина кроется в следующем – разный диапазон радиочастот. Например, если сравнивать Европу с США, то в европейских странах используется более медленный диапазон радиочастот по сравнению с Америкой. Тем самым американский диапазон 5G находится значительно ближе к диапазонам, используемым радиовысотомерами и другим авиационным оборудованием.

В Европейском агентстве по авиационной безопасности (EASA) отмечают, что технические данные, полученные от производителей из ЕС, сейчас не дают убедительных свидетельств, которые могли бы вызвать беспокойство. В настоящее время EASA неизвестно о каких-либо инцидентах при эксплуатации, связанных с помехами из-за 5G. Об этом же заявили и в Управлении гражданской авиации Великобритании — там сообщили, что «нет подтвержденных примеров того, чтобы помехи из-за 5G приводили к сбоям в работе авиационных систем или неожиданному поведению».

На фоне нынешней ситуации в Америке Росавиация порекомендовала российским компаниям проверить и подготовиться к возможному влиянию сетей 5G на приборы своих самолетов при полетах в другие страны. Сейчас перевозчикам также необходимо провести внеочередное обучение с имитацией нестабильной работы, а также повторно проанализировать требования по заходам на посадку в заграничных аэропортах. Стоит отметить, что «Аэрофлот», S7,Utair и Red Wings не наблюдали отклонений в работе радиовысотомеров.

В декабре 2021 года Boeing предупредила, что установка сетей 5G может быть чувствительна для оборудования Boeing 777 и Boeing 747-8. В связи с этим в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах России ставят вышки таким образом, чтобы они не покрывали пути, где происходят взлет и посадка летательных аппаратов. Более того, сами вышки там обладают меньшей мощностью, чтобы их частота не пересекалась с частотой авиационного оборудования. Стоит отметить, что внедрение новой технологии будет долгим, хотя кое-какие изменения уже начинают появляться.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...