Госдума утвердила Виталия Савельева на пост нового министра транспорта РФ

1182
6 минут
В понедельник, 9 ноября, президент РФ отправил в отставку глав трех министерств. Днем позже Госдума, в соответствии с новыми правилами и согласно поправкам в Конституцию, утвердила кандидатуры новых министров, которые были внесены главой правительства накануне; ранее сообщалось, что голосование пройдет 13 ноября.

Министерство транспорта возглавил теперь уже бывший генеральный директор компании “Аэрофлот” Виталий Савельев.

Послужной список Савельева весьма внушителен. В свое время он был председателем правления банков “Россия” и “Менатеп Санкт-Петербург”, заместителем председателя правления ОАО “Газпром” и замминистра экономического развития и торговли РФ, первым вице-президентом АФК “Система”. С 2009 года возглавлял “Аэрофлот”.

Министр из числа руководителей корпоративного сектора - это принципиально новая модель для российского правительства, говорит политолог, старший научный сотрудник Chatham House Николай Петров. “Корпоративные руководители хороши тем, что их эффективность можно очень конкретно оценить”.

Как же оценивают аналитики эффективность Савельева на посту главы крупнейшей авиакомпании?

В качестве его достижений, которые могут получить развитие и в Минтрансе, они отмечают создание нормативной базы для лоукостеров, успешный опыт экспорта авиауслуг по транзиту между Азией и Европой, а также цифровизацию.

Исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев считает, что опыт развития воздушного коридора Азия-Европа, то есть “экспорта транспортных услуг на рынке, потенциал роста которого превышает потенциал роста внутренних перевозок”, может быть полезен для все транспортной отрасли. Цифровизация - а “Аэрофлот” сейчас в пятерке мировых лидеров по цифровой трансформации - должна стать главным направлением для всех отраслей транспорта. Аналитик “ВТБ Капитала” Елена Сахнова называет главной заслугой господина Савельева в компании создание регуляторной базы для лоукостеров: “Невозвратные и безбагажные билеты, что можно и что нельзя возить в салоне и прочее. Все это соответствует мировой практике и позволяет развивать сегмент”.

В целом эксперты соглашаются в том, что ставка на опытного финансиста в качестве главы ведущей авиакомпании страны, пусть и с некоторыми оговорками, сыграла.

Что это за “оговорки”?

Савельев на посту гендиректора смог реализовать различные оптимизирующие финансовые схемы, которые не просто удержали “Аэрофлот” на плаву, но и сделали его доминантой, говорит руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. “Да, Савельев пользовался различными преференциями, но, в целом, показал себя неплохим менеджером, а также “удобным” человеком”, - считает эксперт.

Эти преференции весьма существенны. По программе субсидирования авиакомпаний в период пандемии было выделено 23,4 млрд руб. Только “Аэрофлот” получил субсидии на особых условиях, сразу. Выплаты остальным авиакомпаниям рассчитывались помесячно. 28 июля правительство одобрило докапитализацию “Аэрофлота” через допэмиссию акций на сумму около 80 млрд. Другие участники рынка назвали эти меры государственного регулирования угрозой для себя: "Вот мы как – будем дальше продолжать делать вид, что этого ничего не происходит и считать, что это нормальное правильное регулирование, госполитика?"

Впрочем, Виталий Савельев считает, что у других авиакомпаний была и остается возможность убедить Минфин и правительственную комиссию в необходимости оказания им государственной помощи: “Я посоветовал бы коллегам не обижаться, а работать.”

И отрицает значение лоббистского ресурса, на который ему указывают: “Это здесь совершенно ни при чем!”

Однако только “Аэрофлот” в период пандемии регулярно выполнял международные пассажирские рейсы и осуществлял основную часть вывозных рейсов из-за рубежа. У Федеральной антимонопольной службы тогда возникли претензии в связи с внезапным повышением цен на билеты. ФАС потребовала от “Аэрофлота” обеспечить доступность цен, а компенсацию затрат обеспечить за счет увеличения роялти. К слову, роялти, которые компания получает от иностранных перевозчиков за пролет по транссибирскому маршруту и который достался компании в наследство от советских времен, когда “Аэрофлот” был единственным в стране авиаперевозчиком - это еще один источник денежных средств, недоступный другим участникам рынка.

Надо сказать, что претензии у ФАС возникают регулярно - и в связи с покровительством Минтранса, когда после банкротства “Трансаэро” наиболее рентабельные его маршруты достались “Аэрофлоту”, а не были распределены между всеми участниками рынка, и в связи с ценообразованием.

“Свои обязательства мы выполняем”

“Аэрофлот” в его нынешнем виде очень удобен для государства — он умеет решать социальные задачи, не требуя при этом прямых компенсаций из бюджета, говорит Олег Пантелеев. Компания выполняет обязательства по “плоским” тарифам; несмотря на то, что “Аэрофлот” считает SSJ-100 наименее безопасным из своих самолетов , перевозчик не отказывается от их эксплуатации - сейчас в его парке 54 суперджета - и от поставок новых лайнеров. Компания и российское авиастроение находятся в тесной зависимости, на которую не влияют инциденты с самолетом.

“Что бы мы ни делали, все равно найдутся те, кто будет критиковать”

Что же до имиджевых потерь, то они обусловлены тем, что руководство компании не снисходило до обратной связи.

Компания, всегда имевшая один из самых больших на рынке PR-бюджетов (за 2018 год “Аэрофлот” заключил контракты на продвижение в СМИ и соцсетях на сумму 1,46 млрд руб), дорожит своим имиджем настолько, что готова лишать своих пассажиров бонусов за негативные публикации в Twitter. Разница в освещении СМИ тем, связанных с компанией, была замечена после скандала с лишением миль Мити Алешковского. Одни издания написали об этом, другие - нет, проанализировав новостную ленту, писала русская служба BBC.

Имиджевым просчетом “Аэрофлота” стали также несколько инцидентов с перевозкой животных. Отвечая на вопрос Андрея Ванденко о пострадавших и погибших в грузовом отсеке, а также не попавших на рейс из Шанхая животных, Виталий Савельев кивнул на хендлинговые компании и тут же предложил закончить эту историю: “Не хочется об этом долго говорить. Хватает реальных забот”.

“Людей не сокращаем, сохраняем коллектив”, - уверял Савельев собеседника. Однако прошедшим летом в СМИ появлялась информация о том, что примерно треть пилотов “Победы” вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск до 2021 года. Тем, кто не хотел уходить в отпуска добровольно, грозили расторжением контракта. Для пилотов, работающих в компании меньше пяти лет, это означает еще и выплату затраченных на обучение средств - речь идет о примерно 1,5 млн руб.

А в начале ноября президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов рассказал Daily Storm о том, что в “Аэрофлоте” происходит массовое увольнение членов летного экипажа через сокращение зарплаты пилотам. Компания таким образом рассчитывает не потерять господдержку.

В октябре прошлого года была уволена лидер независимого профсоюза бортпроводников Илона Борисова, неоднократно выступавшая с требованиями об индексации зарплат и улучшения условий труда бортпроводников, а также с протестами против дискриминации по возрасту-внешнему виду-весу.

“Если Виталию Савельеву нужно выстроить с вами хорошие отношения, он будет очень приятным и ласковым. Если вы на него работаете, будьте готовы: он может кричать, топать ногами и смешивать вас с грязью. А если вы его противник, он не остановится ни перед чем, чтобы победить”, - таким главу “Аэрофлота” запомнил бывший член совета директоров авиакомпании Сергей Алексашенко.

По словам собеседника Forbes в окружении Савельева, у последнего в общении с чиновниками были два сильных аргумента — “если вы этого не сделаете, вы враги государства” и “я сейчас пожалуюсь Путину”.

“Я борюсь не за себя, а за престиж страны и развитие компании”, - говорил Виталий Савельев, будучи главой “Аэрофлота”. Под напором такой аргументации замолкнут голоса любых критиков...


  • Комментарии
Загрузка комментариев...