Гражданская авиация РФ: надежды и перспективы

3 минуты

Автор: Максим Мельник

Ситуацию, сложившуюся в авиационной отрасли после введенных США и ЕС санкций, можно назвать очень тяжелой и серьезной. Однако является ли она фатальной?

Положение вне санкций

Первый вопрос, который возник у многих после беспрецедентных санкций: почему российская авиаотрасль оказалась из-за ввода санкций в столь затруднительном положение? Быть может, причины текущего бедственного состояния кроются не только в санкциях? В первую очередь вспомним, что в определённый момент времени был взять курс на сотрудничество с Boeing и Airbus. Чтобы они наводнили отечественный рынок, пришлось устранить конкурентов, которыми оказались собственные самолеты.

Андрей Гурулев, генерал-лейтенант в отставке и депутат Госдумы от Забайкалья, считает, что настало время сорвать маски и объектом его «бравого дела» стали топ-менеджеры авиакомпании «Аэрофлот», которых он назвал представителями «пятой колонны»: «На протяжении последних 10 лет говорю, что для  возрождения российского авиастроения надо уничтожить Аэрофлот, именно они закупали иностранные самолёты по непонятным схемам. И то, что с руководством компании начало происходить после 24 февраля, - показательно».

Уже в 2015 году никто не скрывал, что Россия перестала строить самолеты. Раньше в СССР они строились благодаря большой кооперации. Так, ИЛ-76 собирался коллективно: крыло – Ташкент, оперение – Киев, двери – Харьков и т.д. Сегодня подобной схемы производства, по сути, нет, ведь даже в российских самолетах используются иностранные запчасти. Например, в Sukhoi Superjet 100 устанавливался франко-российский двигатель PowerJet SaM146. Ту-214 также оказался не без деталей зарубежного производства.

Отметим, что для замены Boeing и Airbus выпуск Ту-214 должен составлять примерно 100 машин в год. Однако для этого необходимо не только восстановить предприятие в Казани, но и заводы в Ульяновске и Самаре. Также придется реанимировать предприятия в Саратове и Смоленске, ответственные за производство крыльев, закрылков и оперения. Самолет МС-21, в свою очередь, будет производиться полностью из российских комплектующих только через два-три года.

Что же делать?

Если новых самолетов купить негде, а свои собственные надо ждать, то что же делать в течение всего этого времени? Конечно, не хотелось бы, чтобы какие-то авиакомпании в конечном счете были вынуждены последовать примеру S7, которая на днях заявила о готовности разбирать самолеты на запчасти ради безопасности полетов.

Впрочем, согласно подсчетам министерства транспорта, парк может эксплуатироваться еще пять лет. Этого срока в теории вполне достаточно, чтобы отечественная промышленность начала подниматься с колен и смогла гарантировать перевозки пассажиров и грузов внутри страны. По крайне мере, в планах начать массовое производство и переход на рейсы на российских самолетах с 2024 года.

Почему покупались «чужие» самолеты?

В 90-е годы в стране многое менялось и многое разрушалось. Авиапром оказался в непростом положении, и масштабы производства снизились. Другими словами, выпуск самолетов десятками, а не сотнями лайнеров ежегодно, делает каждое воздушно судно «золотым». После распада СССР вышеупомянутая «большая кооперация» изменилась, став общемировой. В итоге все это привело к тому, что в стремлении сэкономить перевозчики стали отказываться от отечественной авиации и покупали западные самолеты.

Также следует сказать, что некогда высокая цена на керосин сделала отечественные двигатели попросту неконкурентоспособными, потому что они были спроектированы в иных экономических условиях, и потребление ими топлива оказалось выше, чем у иностранных аналогов. В результате российские самолеты стали выбывать из «гонки». Нужно сказать, что сегодня, несмотря на низкий спрос, цена на авиакеросин также продолжает расти. Поэтому российским производителям следует учесть этот факт при новых разработках и не повторять ошибок своих предшественников, чтобы российские авиалайнеры, наконец, смогли вернуть былую конкурентоспособность и восполнили российский рынок воздушных судов.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...