(Не)безопасный аэропорт «Шереметьево»?

5 минут

Автор: Максим Мельников

Еще в 2018 году, согласно данным ВЦИОМ, каждый третий россиянин боялся летать на самолете. 87% граждан называли самым безопасным транспортом железнодорожный. Тем не менее с каждым годом все больше россиян приобретают опыт авиаперелетов. Если в 2014 году таковых было только 19%, то через четыре года их численность возросла до 29%. Однако опасность может поджидать пассажира, готовившегося к долгожданному отпуску или отправляющегося по работе в командировку, уже при входе в аэропорт.

Новости по типу «в аэропорту Шереметьево заправщик врезался в самолет», «сотрудники Шереметьево повредили трапом воздушное судно» уже мало кого удивляют. И хотя с 2012 года «Шереметьево» ежегодно становится лидером рейтинга лучших аэропортов по качеству сервиса в Европе и третий год подряд занимает позицию победителя в категории аэропортов с пассажиропотоком свыше 40 млн человек, рейтинг у него средний. По данным Recommend.ru, общая оценка – три с половиной звезды.

В 2019 году из-за нехватки рабочих случился багажный коллапс. Люди не могли получить свои вещи на протяжении нескольких часов. До этого сбои фиксировали еще в конце мая. Ряд рейсов и вовсе улетел либо только с частью багажа, либо вовсе без него. Тогда Генпрокуратура РФ совместно с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой приняла решение провести проверку систематических задержек багажа в аэропорту «Шереметьево». Генпрокуратурой РФ было возбуждено 18 административных дел по жалобам пассажиров по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ «Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов» в отношении виновных юридических и должностных лиц».

Однако многочасовые задержки представители «Шереметьево» не могли оставить без комментариев и объяснили случившееся возросшим пассажиропотоком, а также нововведениями в технологии обслуживания и обработки багажа. Гендиректор аэропорта Михаил Василенко высказался о сложившейся ситуации следующим образом: «Мы переделали технологию и поняли — нам нужны другие люди, и больше людей. Мы почувствовали, что некоторые расчеты надо поправить. В момент перестройки всегда возникают какие-то сбои».

Аэропорту было необходимо набрать десятки новых грузчиков. Но, по мнению партнера организации «Защита прав авиапассажиров» Андрея Лухина, в работе «Шереметьево» начались перебои из-за того, что потенциальные сотрудники отказывались от предложенных вакансий, поскольку оклад был чрезвычайно маленьким. 

Если раньше аэропорт справлялся с «наплывом» в багажном отделении, то неужели именно нехватка рабочих рук привела к такому коллапсу? На самом деле есть ещё одно важное обстоятельство: до мая 2018 года авиакомпания «Аэрофлот» самостоятельно обрабатывала багаж своих пассажиров. Они составляли 78,5% от пассажиропотока «Шереметьево». Однако, когда в мае того же года открылся терминал В, эта обязанность перешла к компании «Шереметьево Хэндлинг», которая  на 100% принадлежит непосредственно аэропорту. По истечении некоторого времени ей также перешли функции по обработке багажа вышеупомянутой и ряда других авиакомпаний и в иных терминалах аэропорта.

Но нельзя ведь судить работу аэропорта и называть ее показательной, основываясь лишь на одном примере? Конечно, нет. И поэтому расскажем о других инцидентах. Весной этого года во время техобслуживания загорелась стойка шасси у дальнемагистрального Boeing 777. Источник указал, что «левая стойка шасси воспламенилась во время замены тормозов минувшей ночью. Наблюдался черный дым. Предварительно, произошло короткое замыкание».

Следующая весьма неоднозначная история произошла уже летом. На рейсе Москва-Анталья один из пассажиров, Владимир Кузнецов, открыл люк аварийного выхода. Мужчина обосновал свой поступок тем, что не мог больше терпеть духоту в салоне. В результате раскрылся спасательный трап. Ранее этот рейс был задержан на час, кондиционеры не работали, а некоторым пассажирам становилось плохо.

«Не меньше часа сидели в духоте. Работала просто общая система кондиционирования, из которой дул тёплый воздух. В салоне — эффект сауны. В один момент всё погасло, работали только аварийные лампы, и всё начало мигать. Начинает дуть горячий воздух. У людей паника, у стариков прихватывает сердце, матери с детьми сильно кричат. Я опять пошёл искать бортпроводника, потому что я уже сам начинаю терять сознание», – пояснил Владимир.

Мужчина отметил: будучи в полуобморочном состоянии он оперся на люк и очнулся, когда уже стоял на четвереньках перед открытой дверью: «Я не планировал выходить, сразу пошёл на своё место. Злого умысла у меня вообще не было. Изначально нас посадили в неисправный самолёт и подвергли наши жизни опасности».

Никто не отрицает тот факт, что пассажирам объяснили: проблема во внешнем источнике питания. То есть пока двигатели не запущены, самолет питается от внешнего источника, который предоставляет аэропорт. Для осуществления нормальных условий во время пребывания в самолёте на земле авиакомпания заключает договора с наземными службами аэропорта. Поэтому пассажиры рейса возложили вину именно на «Шереметьево».

Осенью 2021 года аэропорт «Шереметьево» снова был упомянут в СМИ. На этот раз писали об огромных очередях из пассажиров на сдачу ПЦР-тестов. Причиной тому стал новый штамм. Многим людям пришлось заново проходить тестирование.

В декабре «Шереметьево» опять дало повод СМИ написать о работе аэропорта. Так, в московском аэропорту загорелась машина наземных служб во время обслуживания самолета, готовящегося к вылету в Ереван. Причиной пожара оказалось короткое замыкание, произошедшее в ходе выгрузки набора питания для пассажиров. Ранее в аэропорту российский самолет, направлявшийся в Канун, при рулении по взлетно-посадочной полосе зацепил крылом машину для обработки противообледенительной жидкостью. В итоге автомобиль перевернулся. Вскоре в интернете появился ролик происшествия. За кадром были слышны крики людей: «Серёж! Че творишь, Серёж?!».

Инцидентов, произошедший в московском аэропорту «Шереметьево», не так уж мало. Его сотрудники всячески стараются устранить проблемы и неполадки, повысить уровень сервиса. Однако за каждым пассажиром остается право выбирать: каким аэропортом лучше и безопаснее, по его мнению, пользоваться.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...