Негарантированный тариф

5 минут
“Аэрофлот” предлагает ввести в России тариф, при котором перевозчик сможет в одностороннем порядке менять дату, рейс, маршрут и класс перелета, пишут “Ведомости”.

Как сообщает издание, предложение о введении негарантированного тарифа было направлено в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (включает крупнейшие авиакомпании страны). Предложение оформлено в виде проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс и авиационные правила.

Предполагается, что “Аэрофлот” будет выплачивать пассажирам компенсацию за неудобства при изменении условий. Максимальный размер компенсации может достигать 30 тысяч рублей, но выплачиваться она будет не всем. Например, выплат не будет, если пассажира уведомят об изменениях не менее чем за две недели до вылета. У пассажира остается возможность купить билет на этот же рейс с гарантированным перелетом по обычному тарифу.

В пояснительной записке говорится, что появление такого тарифа позволит снизить среднюю стоимость билета на 2%.

Представитель Минтранса сказал “Ведомостям”, что предложение не будет рассматриваться “до полного восстановления авиасообщения”, а “Аэрофлоте” заявили, что уже отказались от этой инициативы в “актуальной повестке”. По словам представителя компании Михаила Демина, она прорабатывалась в период пандемии “как одна из инициатив по приданию пассажирам большей уверенности в периоды массового изменения расписания, возможных изменений типов воздушных судов, неопределенности со сроками снятия ограничений”. Однако “Ведомости” сообщают, что проект был направлен президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну 11 февраля. Рассмотрение инициативы отложено до конца февраля – для сбора мнений всех авиакомпаний, сказал президент АЭВТ “Ведомостям”.

По мнению экспертов, проект по сути является завуалированной легализацией овербукинга - сверхбронирования, когда авиакомпания продает билетов больше, чем есть мест в самолете. Он буквально разрешает компаниям отменять рейсы, пересаживая пассажиров с недозагруженных и нерентабельных рейсов на другие за компенсации, говорит эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. “Предложенный механизм предполагает повышение маржинальности авиакомпании. Каждый случай отказа в посадке будет для нее прибыльным, потому что пересаживать на другой рейс будут самых «дешевых» пассажиров и компенсация им (которая привязана к стоимости билета), будет минимальной”, - добавляет эксперт.

Что такое овербукинг

Овербукинг также позволяет компаниям более свободно отменять рейсы, на которые продано слишком мало билетов. Для российских авиакомпаний и сейчас обычной практикой являются отмены рейсов из-за недозагрузки, хотя Воздушным кодексом это запрещено.

В Европе и США овербукинг легален. Порядок выплаты компенсации и действий пассажиров и авиаперевозчика регламентирует Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

По словам руководителя Общероссийского объединения пассажиров, в среднем авиакомпании продают на рейсы на 10% больше билетов, чем мест в самолете. Таким “плановым”, то есть происходящим не в силу технических причин, овербукингом перевозчики стремятся повысить рентабельность. Согласно статистическим исследованиям, на рейс не являются до 5% пассажиров, купивших билеты. В 2015 г. “Аэрофлот” и ряд авиационных экспертов называли еще более существенные цифры: от 10 до 15% неявившихся пассажиров.

Надо сказать, что Минтранс несколько лет назад предпринимал попытку узаконить продажу сверхнормативного количества билетов. Эту инициативу горячо поддерживал “Аэрофлот”. В 2015 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий гарантии для пассажиров, не попавших на свой рейс, однако принят он не был, дальше общественного обсуждения дело не продвинулось.

Овербукинг по-русски

Достоверных данных о том, как часто случается овербукинг в России, нет. Судить о его масштабах можно только по отзывам пассажиров.

Единожды столкнулась с овербукингом, хотя летать мне приходится часто. Случилось это с компанией "Аэрофлот". <...>

В итоге троих несогласных пассажиров, включая меня, отправили бизнес-классом на этом же рейсе. Была удивлена, что в бизнес-классе были свободные места. Авиакомпания могла бы отправить всех пассажиров, но не сделала этого. - Елена

А что, у Аэрофлота уже стандартная практика такая.<...> Оповещают смс менее чем за сутки о замене рейса на более ранний вылет. И типа чуть что звоните в колцентр. В который просто не дозвониться. Как быть в этой ситуации... - matvey

В марте 2016 летел из Питера в Екатеринбург “Победой”. Билет купил за 6-7 часов до вылета. При попытке пройти регистрацию, девушка на стойке вызвала менеджера и произнесла: “Кажется, это он”.<...> Сотрудник мне в курилке сказал, что для “Победы” овербукинг обычная практика, просто в этот день все пассажиры решили полететь. Сказал, что очередность определяется временем покупки билета. <...> – Илья

Овербукинг овербукингу рознь

Если, как считают эксперты, из-за пространных формулировок толковать и использовать законопроект можно будет очень широко, качество сервиса очевидным образом снизится. Стремясь компенсировать убытки, которые по итогам 2020 года составили 96,5 млрд рублей, “Аэрофлот” принимает решения, направленные на повышение рентабельности, и демонстрирует при этом удручающее ухудшение качества обслуживания пассажиров. Качество сервиса национального авиаперевозчика вообще является основным содержанием создаваемой им информационной повестки. Так, в праздничные февральские дни часть пассажиров не смогла вылететь из аэропорта Шереметьево в Сочи. Очередь даже на стойке Priority регистрации растянулась на десятки метров и стала скапливаться задолго до ее начала. Компания не посчитала нужным открыть дополнительные стойки регистрации или задержать вылет самолета. Наоборот, судя по онлайн-табло на сайте авиакомпании, самолет улетел на 9 минут раньше положенного времени. Всего, по данным самого же “Аэрофлота”, регистрация на рейс длилась менее получаса. Телефоны горячей линии “Аэрофлота” не отвечали, как и пресс-служба, у которой журналисты издания “Век” хотели попросить комментарии.

Аналогичная ситуация сложилась с рейсами во Владивосток и Европу. В случае с рейсом Москва-Сочи перевозчик признал свою вину и на следующий день вернул стоимость билетов, но не компенсировал расходы на проживание в гостинице. Некоторые комментаторы в Сети предположили, что эта ситуация возникла вследствие скрытого овербукинга.

Будет овербукинг в России легализован в этот раз или нет, пока непонятно. Однако со сменой руководства “Аэрофлота” не сменилась тенденция к снижению качества его сервиса. Итак, и без того вызывающая нарекания слабая клиентоориентированность минус 96,5 млрд минус амбициозность и лоббистский ресурс Виталия Савельева равно ухудшение уровня оказываемых услуг.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...