Новый сбор с авиапассажиров: как это может отразиться на стоимости перелетов по России?

3 минуты

Автор: Виктория Лисунова

В России хотят ввести новый сбор с авиапассажиров для создания, так называемого, специального резервного фонда. Речь идет о перелетах на рейсах непосредственно внутри страны, на перелеты по заграничным направлениям это правило пока что распространяться не будет. В этой статье мы расскажем о том, для чего вообще решили создать соответствующий резервный фонд, на что именно из него будут выделяться денежные средства, а также разберемся, существенно ли это нововведение может отразиться на стоимости авиабилетов российских перевозчиков.

С февраля месяца сфера авиации переживает свои далеко не лучшие времена – введение ряда санкций, арест воздушных судов, прекращение обслуживания самолетов и запрет на поставку запчастей из-за рубежа. В связи с возникшими трудностями после начала специальной военной операции на территории Украины многие авиакомпании оказались на гране закрытия из-за возможного банкротства. Пассажиры в свою очередь сейчас каждый раз при совершении покупки авиабилетов в ряде авиакомпаний рискуют оказаться в неприятной ситуации – остаться без перелета и без компенсации потраченных денежных средств.

Целью создания резервного фонда является исполнение обязательств перед пассажирами за перелет, который не был совершен из-за возникновения обстоятельств, как говорилось выше, например, в случае банкротства авиакомпании. Благодаря такому авиасбору пассажиры, оказавшиеся в подобной неприятной ситуации, смогут получить билеты на другие рейсы или возврат денежных средств за несостоявшийся перелет. Инициативу создания такого резервного фонда сейчас обсуждают Министерство транспорта с представителями отрасли воздушных перевозок.

«Но логика правительства ясна: авиации сейчас очень тяжело, текущий сезон переживут не все компании. В пандемию государство искусственно запретило банкротить авиаперевозчиков. Но бал закончился, и это отлично понимают в отрасли. Сейчас половина самолетов в парках российских перевозчиков стоит на бетоне — это прямые убытки. Думаю, что из первой десятки две-три авиакомпании не доживут до окончания этого сезона. И чтобы нивелировать социальный взрыв при банкротстве, было бы полезно иметь фонд, из которого компенсировать пассажирам потенциальные невыполненные рейсы», – пояснил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Предполагается, что новый авиасбор с пассажиров будет незначительным и составит где-то 70-250 рублей с одного перелета, что к заметному подорожанию билетов на путешествия внутри страны не приведет, так как произойдет перераспределение компонентов стоимости перевозки. Однако вопрос касаемо установки определенной фиксированной суммы еще находится в процессе обсуждения. При этом часть платежа с этого авиасбора может пойти не в бюджет будущего фонда, а оператору системы (АО «Авиагарант») за оказание услуги.

«В рамках разработки подобных систем всегда встает вопрос, должны ли все участники платить одинаково. Ведь надежность у всех разная. При равном сборе получается ситуация, когда более сильные игроки компенсируют потери клиентов более слабых. Если же взносы разнятся, то необходимо это четко и прозрачно прописать», – отметил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Несмотря на ряд плюсов, о которых говорят в контексте введения нового сбора, общероссийское объединение пассажиров (ООП) выступило против него. Они назвали это предложение «избыточным», отметив, что такие проблемы авиакомпаний должны решаться в открытом диалоге. Стоит сказать, что сейчас в стоимость авиабилета уже входят несколько сборов – в том числе топливный, аэропортовый и сервисный. Помимо этого также взимается плата за безопасность и обслуживание пассажиров, обслуживание самолетов в аэропортах, предоставление услуг диспетчеров и другие опции.

«Считаем избыточной данную инициативу, которая перекладывает финансовые обязательства авиакомпаний на плечи пассажиров, что идет вразрез с государственной политикой развития гражданской авиации. Инициатива по установлению дополнительных сборов с наших пассажиров контрпродуктивна и не направлена на защиту граждан, а призвана создать дополнительный механизм, который будет требовать финансовых средств на свое текущее функционирование», – говорится в письме председателя объединения, члена Общественной палаты РФ Ильи Зотова главе Минтранса Виталию Савельеву.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...