Рекордный взлет стоимости авиакеросина

5 минут

Автор: Миллер Александра

Интенсивный рост авиаперевозок по всему миру в последние несколько лет серьезно посодействовал в увеличении спроса на авиатопливо. В краткосрочной перспективе по-прежнему авиаперевозки займут один из основных сегментов глобальной экономики, в котором спрос на нефтепродукты будет возрастать.

В июньском выпуске энергетического бюллетеня, который был подготовлен Аналитическим центром (АЦ) при правительстве Российской Федерации, говорилось о спросе на авиатопливо.

После мирового экономического кризиса 2008-2009 годов потребление авиатоплива стабильно растет. С 2008 года в авиации потребление топлива увеличилось приблизительно на треть!

Чем же обусловлен растущий спрос на авиатопливо? Ответ прост: увеличением объемов воздушных перевозок. А вот рост пассажиропотока случился ввиду распространения бюджетных авиакомпаний, а также повышенного роста инвестиций в авиационную инфраструктуру и высокого уровня платежеспособности путешественников (это отметил АЦ).

Что можно сказать о долгосрочной перспективе? Вероятно, спрос на услуги авиаперевозок на территории России будет расти. А это, в свою очередь, будет подталкивать спрос на авиатопливо к росту. «Темпы роста в основном будут зависеть от увеличения реальных располагаемых доходов населения, курса российского рубля по отношению к другим валютам и темпов роста экономики страны», – перечислил ведущий советник департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Александр Мартынюк.

Вопросом о том, что будет с ценами на топливо после отмены соглашения с нефтяниками, задались еще в начале июля. Срок действия соглашения касательно контроля как за розничными, так и за мелкооптовыми ценами на бензин и дизельное топливо между крупными нефтяными компаниями и правительством истек еще первого июля.

Тогда розничный и оптовый рынки были сбалансированы, а АЗС, продавая бензин и дизельное топливо, получали маржу примерно семь рублей на литр и шесть рублей на литр. Об этом говорила Анна Львова, аналитик VYGON Consulting: «Этого вполне достаточно для покрытия не только расходов, но и даже получения небольшой прибыли. Поэтому при сохранении текущих макроэкономических условий прекращение действия соглашений не должно отразиться на розничных ценах, и их рост не будет превышать уровня инфляции».

И сдерживающим фактором относительно повышения стоимости топлива должен был стать сглаживающий колебания цен механизм, скорректированный с первого июля.

Подорожание заметили многие авиакомпании. Так, например, S7 тратит на керосин в Домодедово на пять процентов больше, а во Владивостокском аэропорту – на двадцать процентов.

Средняя стоимость перелетов тоже претерпела метаморфозы. В период с первого августа по тридцатое сентября цена перелета из столицы в Анталью и обратно по сравнению с 2019 годом возросла на двадцать шесть процентов, а в Далман – аж на семьдесят один процент! Билеты из Москвы выросли в цене вдвое, из Санкт-Петербурга – на сорок пять процентов. Минимальная стоимость пришлась на направления Москва - Лондон и Санкт-Петербург – Лондон. Цена в среднем увеличилась лишь на девять процентов.

«Расходы на авиакеросин составляют около 25–35% операционных издержек авиакомпаний, в некоторых регионах речь может идти и о 50% — там, где сложная логистика доставки топлива. Те же 25% и более составляет стоимость топлива в цене каждого билета», – пояснила Ольга Епихина, руководитель направления «Авиабилеты» «Туту.ру».

По мнению Епихиной, рост топливных цен может стать причиной удорожания авиабилетов ориентировочно на десять процентов. «В целом есть два варианта: или повышение цен на билеты, или компенсация от государства — например, увеличение налогового вычета на топливо или субсидии для авиакомпаний. Авиакомпаниям в любом случае с кем-то нужно разделить возросшую финансовую нагрузку, иначе в текущих условиях их ждет банкротство», – резюмировала Ольга Епихина.

Насчет возможного подорожания цен на авиабилеты высказался и бизнесмен Жан-Поль Чуркин. По его мнению, к осени авиабилеты подорожают на десять-пятнадцать процентов. Также он добавил: «Есть вероятность, что до осени скачка цен не будет, потому что большая часть поездок уже запланирована и рейсы раскуплены».

Однако старший аналитик ИАЦ «Альпари» считает, что бремя перейдет на пассажиров, и авиакомпании повысят стоимость одного билета лишь на три-пять процентов.

С чем же все-таки связан такой резкий взлет цен на керосин? Растущие биржевые цены, приходящиеся на авиатопливо, сообщают о существующем дефиците керосина.

Но сначала стоить сказать о нестабильной ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации.

Гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал»Рустам Танкаев подробно рассказал об этом: «С1 января 2019 года налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую промышленность превысила разумные пределы. Сейчас все нефтеперерабатывающие заводы без исключения стали убыточны. Инвестиционный климат был безвозвратно ухудшен. Таким образом, все инвестиционные проекты в области нефтепереработки были закрыты, программы реконструкции НПЗ и строительства новых заводов умерли. В результате сложилась ситуация, при которой все, что связано с реконструкцией, — это уже завершение ранее начатого строительства. В прошлом месяце был запущен комплекс Евро+ на МНПЗ. Об этом рассказали все, но только специалисты обратили внимание на то, что никакого продолжения реконструкции московского НПЗ не предусмотрено. Это один из очень многих примеров».

Остается главный вопрос: почему происходит такой ошеломительный рост цен?

Жан-Поль Чуркин, независимый финансовый эксперт, считает, что нефтяные компании стараются переложить на плечи потребителей будущие расходы, связанные с ростом акцизов, которые идут еще с 2018 года. «Когда авиакомпании поднимают цены, у них падает спрос, именно поэтому нельзя обвинять их во всех грехах, потому что в итоге самой пострадавшей стороной в этой ситуации всё же остаются авиакомпании», – подозревает эксперт.

Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари", думает, что цены на керосин увеличиваются с расчетом на рост спроса в сезон осень-зима, основываясь на ожиданиях, что пассажиропоток придет в обычное состояние. «Так это или нет, покажет время. Сказать, что топливо очень подорожало на оптовом рынке, было бы ошибочно. Скорее всего, компании просто хотят заработать и частично нивелировать свои накопленные убытки», – полагает старший аналитик.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...