Суд над пилотом состоится во что бы то ни стало

4146
8 минут

Автор: Елена Краскова

Сегодня Химкинский городской суд Московской области приступает к рассмотрению уголовного дела о катастрофе Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево в мае прошлого года. Единственным обвиняемым по делу является командир воздушного судна Денис Евдокимов. По статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть двух и более лиц" (ч. 3 ст. 263 УК РФ) ему грозит до семи лет лишения свободы.

Ранее суд отказал защите Дениса Евдокимова в предварительных слушаниях по делу. Адвокат Наталья Митусова рассчитывала, что в процессе слушаний ей удастся добиться исключения из доказательств следствия авиационно-технической экспертизы, проведенной Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации, а также летной и пожарно-технической экспертизы, и возвращения дела в Генпрокуратуру из-за допущенных, по ее версии, следствием нарушений уголовно-процессуального кодекса. 

"В основу обвинения моего подзащитного положены фактически результаты проведенных по делу двух экспертиз - авиационно-технической и летной. При этом эксперты не ответили на вопрос, было ли исправно воздушное судно во время полета и посадки. Летную экспертизу провел человек, не имеющий опыта, навыков и знаний эксплуатации воздушного судна данной модели, поскольку он закончил свою трудовую деятельность в 2009 году, а "Суперджет Сухой" был сертифицирован в 2011 году", - заявляла Наталья Митусова.

Защита также считает, что "в основу обвинения положены показания различных летчиков-испытателей фирмы-изготовителя "Гражданские самолеты Сухого", и они, безусловно, лица заинтересованные". 

По версии следствия, “причиной катастрофы стало несоблюдение командиром экипажа Денисом Евдокимовым процедуры эксплуатации самолета при выполнении посадки, что привело к неоднократным отделениям самолета от взлетно-посадочной полосы, приведшим к запредельной перегрузке, разрушению самолета и его систем, пожару и гибели людей”.

Денис Евдокимов сообщил свою версию авиакатастрофы

В интервью, опубликованном lenta.ru в годовщину трагедии, пилот впервые озвучивает свою версию произошедшего, отвергая выводы следствия, назвавшего его единственным виновником катастрофы.

Денис Евдокимов утверждает, что самолет был фактически неуправляем: “При выполнении посадки отклик воздушного судна на управляющие воздействия стал обратным, то есть при отклонении ручки управления на себя воздушное судно не поднимало нос, а опускало его, и наоборот. Задержка, по расшифрованным графикам полета, составила около одной секунды, это время критическое при управлении рулевыми поверхностями вблизи земли”. Эту версию поддержал экс-замминистра гражданской авиации СССР, глава комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. По его словам, действия командира борта Дениса Евдокимова "с движениями ручки управления самолетом говорят о том, что система неадекватно реагировала, с явным запаздыванием".

Из-за обратной реакции на управляющие воздействия стал невозможен и уход воздушного судна на второй круг, который должен был выполнить пилот согласно инструкции. По мнению КВС, причиной катастрофы и гибели людей стало несоответствие авиалайнера нормам летной годности. “Если бы производитель вовремя доработал воздушное судно, авиационные инциденты подобного характера не повторялись бы, а значит — безопасность полетов была бы на приемлемом уровне, а риски свелись бы к минимуму”.

“Но исследовать воздушное судно никто не стал, - говорит Денис Евдокимов, - его даже не признали вещественным доказательством”.

Расследование было завершено в рекордно короткие сроки и проведено поверхностно, считает защита пилота. Наталья Митусова приводит в качестве примера эпизод с проверкой исправности самолета: "Эксперт отвечает положительно на вопрос, был ли исправен самолет по предполетным документам, а на вопрос, был ли он исправен в момент посадки, ответ следующий: "Если он был исправен в момент взлета, то, значит, он был исправен и в момент полета и посадки". Вот такая логика". 

Эксперты не согласны с результатами расследования

Пилот Владимир Сальников, экс-командир SSJ 100, работавший в “Аэрофлоте”, который, надо сказать, считает действия Дениса Евдокимова “абсолютно неграмотными”, заявляет, тем не менее, что если вина экипажа и есть, то она “была заложена теми, кто отвечает в авиакомпании за подготовку летного состава”. По его словам, руководство “Аэрофлота” приказало выполнять полеты только в автоматическом режиме, вследствие чего летчики были лишены возможности тренировать свои навыки полета в Direct Mode. Пилоты просто не были обучены.

Управление судном в момент посадки, по словам Дениса Евдокимова, “сильно отличалось от тренажера”.  Наличие отработанных навыков помогло бы пилоту принять наиболее верные решения, даже если он был ограничен в возможности управлять самолетом.

Другой эксперт указывает на то, что МАК не дал своего заключения не только по этой катастрофе, но и по происшествию 2018 года в аэропорту Якутска. 

Денис Евдокимов упоминает и другие происшествия, в результате которых шасси повреждало топливный бак: в 2008 году — на демонстрационном полете в Ле-Бурже, в 2018 году — при испытательном полете в Жуковском. Эти происшествия, лишь по счастливой случайности обошедшиеся без жертв, не стали тем не менее основанием для подробного разбирательства.

Вся вина легла на пилота

Следствие отработало только одну версию - виновности пилота. И ни мнения экспертов, ни аргументы Дениса Евдокимова, ни многочисленные заявления защиты о том, что расследование было проведено с серьезными нарушениями и недостатками, не были приняты во внимание. Наталья Митусова полагает, что это связано со стремлением защитить репутацию SSJ100: "Для того чтобы был снят определенный анти-пиар в отношении самолета после катастрофы в "Шереметьево", а мы это постоянно фиксировали, было решено назначить командира судна виновным и сделать из него козла отпущения".

Это самое простое решение, поэтому и самое популярное, недаром Игорь Трунов, коллегия которого защищала интересы потерпевших, прокомментировал выводы следствия: “Это не удивляет, так как за последние 20 лет других выводов по таким делам не делалось”.

Гораздо дешевле обвинить пилота, нежели искать истинные причины произошедшего, тем более что речь идет о целом самолете, и не просто как о транспортном средстве, а как о национальной гордости российского авиапрома, о проекте, на создание которого ушло более 13 лет и почти 7 млрд долларов бюджетных средств.

Однако назначив единственным виновным в трагедии пилота в стремлении сохранить реноме авиадержавы и игнорируя многочисленные неудобные. Но очевидные моменты, следствие обнажило самый важный вопрос: “Что может быть важнее жизни и безопасности граждан?” Репутационные потери государства и государственной авиакорпорации “Аэрофлот” становятся несоизмеримо бОльшими, если этот вопрос остается без ответа.

Sukhoi Superjet так и не состоялся как амбициозный авиа-проект. Зарубежные авиакомпании постепенно отказываются от него в силу разных причин: в конце 2018 г. полеты семи SSJ100 остановил единственный европейский эксплуатант ирландская компания Cityjet; последняя зарубежная компания, эксплуатирующая авиалайнер, владеющая, к тому же, вторым по величине парком SSJ после “Аэрофлота”, мексиканская Interjet, в прошлом году заявила о намерении продать весь парк. 

Аэрофлот выбирает Суперджет

Авиакомпанией с самым крупным парком суперджетов остается “Аэрофлот”. Как сказал глава авиаперевозчика Виталий Савельев при подписании соглашения на поставку SSJ: "Аэрофлот" всегда выполнял важнейшую роль главного эксплуатанта отечественной авиатехники, именно благодаря "Аэрофлоту" вставали на крыло и доводились до совершенства все отечественные самолеты. Действовать в интересах российской авиации и всей страны — абсолютный приоритет для “Аэролфлота”.

Ради абсолютного приоритета можно пренебречь интересами пассажиров и репутацией и свободой командира экипажа? По крайней мере, этим можно объяснить тот факт, что руководство авиакомпании никак не вступилось за своего пилота, хотя многие этого ждали.

350 летчиков подписали письмо о проведении нового расследования причин авиакатастрофы в Шереметьево

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов передал “Ленте.ру” открытое письмо с требованием “полноценного настоящего расследования” катастрофы в Шереметьево. Письмо, адресованное президенту, подписали 350 летчиков, авиаэкспертов и конструкторов. Подписанты возмущены качеством проведения следствия и его слишком скорым завершением — до публикации окончательного отчета МАК.

“Даже столкновение со снегоуборщиком самолета бизнес-авиации в 2014 году в аэропорту Внуково расследовалось в три раза дольше”, — сообщается в документе.

Обвинение пилотов - это игнорирование всех других возможных версий случившегося. Это “простое решение” может стоить жизни еще не одному человеку. Достаточно сказать, что ровно в годовщину трагедии Sukhoi Superjet 100 совершил экстренную посадку в аэропорту Шереметьево из-за отказа двигателя, пробыв в воздухе около получаса. “После вылета в Саратов, по предварительным данным, у самолета отказал левый двигатель. Экипаж принял решение о возвращении”, - сообщили в экстренных службах. 

Многие усмотрели в этом происшествии откровенный символизм.

Назначенный единственным виновником командир экипажа Денис Евдокимов пока и единственный, кто произнес очень важные для всех нас слова: “Я не отступлюсь, и чего бы мне это ни стоило, какие бы риски для судьбы моей семьи ни создавало, продолжу добиваться установления истинных и достоверных причин, способствовавших наступлению трагических последствий, ведь от этого зависят жизнь и здоровье людей, продолжающих летать на Superjet”.

UPD Суд отложил рассмотрение уголовного дела на 8 июня. Собеседник РИА Новости рассказал, что судебное заседание было отложено после того, как защита заявила ряд ходатайств. Он также добавил, что обвинительное заключение сегодня не было озвучено, соответственно подсудимый пока не выразил своё отношение к нему. Заседание проходило только с участниками процесса; ограничения для иной публики и журналистов объясняются мерами по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции. 


  • Комментарии
Загрузка комментариев...