Все грузовые терминалы равны, но некоторые более равны, чем другие

15 минут

Автор: Ирина Соломатина

Более 290 млн рублей убытков в месяц и увольнение 900 сотрудников – с такими последствиями действий Шереметьевской таможни могло столкнуться крупнейшее российское авиатранспортное предприятие АО «Шереметьево-Карго», если бы не здравый смысл, подкрепленный многочисленными обращениями клиентов и партнеров грузового терминала к премьер-министру  Михаилу Мишустину и практически полным отсутствием реальных причин для исключения грузового терминала из реестра владельцев склада временного хранения (СВХ).

Как уже ранее писало наше издание, 11 июля 2022 года исполняющий обязанности начальника Шереметьевской таможни О.А. Андрееев подписал Приказ №307, исключающий АО «Шереметьево-Карго» из реестра владельцев СВХ, который спустя две недели им же был отменен на основании нового Приказа №326 от 25 июля 2022 года.

В защиту предприятия АО «Шереметьево-Карго» выступили более 56 компаний. В своем обращении к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину представители компаний просили отменить Приказ №307 Шереметьевской таможни, так как, по их мнению, исключение из реестра владельцев СВХ грузового терминала АО «Шереметьево-Карго», которое всегда оказывало услуги по обслуживанию груза самого высокого качества с соблюдением всех необходимых процедур таможенного контроля, может привести к серьезным последствиям для их предприятий и оказать самое негативное воздействие на их деятельность.

И последствия противоправных, по мнению представителей грузового терминала, действий Шереметьевской таможни не заставили себя долго ждать. В результате блокирования работы АО «Шереметьево-Карго» уже спустя сутки в грузовом терминале «Москва Карго можно было наблюдать огромные очереди на сдачу и получение груза.

moskva_kargo_2.jpg

Если судить по отзывам грузоотправителей и грузополучателей, теперь им часами, а то и сутками приходится дожидаться своей очереди. В середине июля клиенты стали жаловаться на отсутствие мест на стоянке и огромные очереди. Также один из клиентов предупредил о правилах подачи претензий. Оказывается, если повреждение груза было замечено только после погрузки в кузов автомобиля, претензию грузовой терминал принимать отказывается. Выходит, внимательнее надо быть, когда дело имеете с «Москва Карго».

Общественная резонансность ситуации в Московском авиаузле вызвала к ней большой интерес и у средств массовой информации.

Издание «Голос совести» также попыталось разобраться в ситуации и выяснить, с чем на самом деле связано исключение из реестра владельцев СВХ ответственного налогоплательщика - предприятия, которое, по мнению клиентов, всегда четко исполняло требования законодательства и выполняло свою работу в строгом соответствии с регламентами и определенной этапностью процедур.

Генеральный директор ООО «СИПИТИ Решения» Евгений Карасев - компании, более 15 лет сотрудничающей с АО «Шереметьево-Карго» - на запрос издания ответил, что «ООО «СИПИТИ РЕШЕНИЯ» не может скрыть свое удивление фактом исключения АО «Шереметьево-Карго» из реестра владельцев Складов Временного Хранения, так как оформление грузов на данном терминале все эти годы производились с соблюдением безопасности, сохранности и всех необходимых таможенных процедур».

Поэтому компания ООО «СИПИТИ Решения» считает, что «АО «Шереметьево-Карго» – ЛУЧШИЙ СВХ Московского Авиационного Узла».

В свою очередь, руководитель подразделения крупного российского грузополучателя в аэропорту Шереметьево в беседе с главным редактором издания сообщил, что «с «Шереметьево-Карго» мы работаем очень давно. И если для меня важно, чтобы груз был получен в целости и сохранности, то я, конечно, выбираю исключительно «Шереметьево-Карго».

После исключения из реестра владельцев СВХ грузового терминала «Шереметьево-Карго» ситуация в другом грузовом терминале в аэропорту Шереметьево «Москва Карго» стала еще сложнее, чем была раньше. Не имея возможности справиться со всем объемом груза, а грузовой терминал объективно не имел такой возможности и в 4-ом квартале прошлого года, и позапрошлого, как они могут справиться сейчас, когда забрали себе все, но так и не выстроили работу? Также я предполагаю, что на фоне сокращения груза в «Москва Карго» прошли сокращения. И если в «Шереметьево-Карго» увольнения – это самый последний этап оптимизации расходов, то в «Москва Карго» могли действовать по принципу: нет грузов – всех уволим, появится – наберем еще, так как людей в компании особо не ценят. Люди это понимают, и соответственно, работают. Смысла работать там долго и ответственно они не видят. Поэтому, что сейчас произошло: чтобы получить свой груз, клиенту необходимо прийти и отстоять в очереди около часа, чтобы получить талончик. Дальше там можно стоять до 2-3 часов, чтобы получить свои авианакладные. Такая же ситуация и с получением груза. Ты приходишь, отдаешь документы и ждешь. Недавно нам пришлось ждать более 3 часов, пока вывезут наш груз. В «Шереметьево-Карго» самым долгим ожиданием за 13 лет сотрудничества было не более 40 минут. Поэтому, если в «Москва Карго», действительно, задействовали административный ресурс для того, чтобы избавиться от конкурента, они должны были изначально выстроить у себя работу. Но они, видимо, либо не захотели этого делать, либо просто не смогли.»

Существуют, правда, и такие компании, которые по-своему объясняют происшедшее.

Так, по мнению собственника компании «Авиасервисес» Натальи Савельевой, «по всем авиационным СВХ прошла проверка. Одни быстро справились с тем, чтобы устранить нарекания, другие медленнее».

(Правда, комментарии госпожи Савельевой из материала на сайте издания «Logirus» таинственным образом исчезли практически сразу после отмены Приказа№307 об исключении грузового терминала АО «Шереметьево-Карго» из реестра владельцев СВХ)

Тут, конечно, можно возразить госпоже Савельевой, что справиться быстро достаточно просто, если о проверке предупрежден заранее. Согласно информации, размещенной в ВКонтакте, оба терминала получили два практически одинаковых письма с требованиями, с той только разницей, что АО «Шереметьево-Карго» получило его уже после исключения из реестра владельцев СВХ, а «дочка» аэропорта Шереметьево – грузоопеаратор «Москва Карго», до проведения проверки. Причем и дата проверки, и четкий перечень того, на что будет обращать внимание таможенный инспектор в ходе проверки, был оговорен заранее. Поэтому и договориться можно заранее, где следует проверять на соответствие требованиям таможенного законодательства, а где лучше отвернуться, и недостающие интраскопы своевременно по принципу «Тришкиного кафтана» одолжить у еще одной аэропортовой «дочки» – компании «Шереметьево Безопасность», отвечающей за обеспечение безопасности в аэропорту Шереметьево. Да и зачем нужны досмотровые установки в крупнейшем аэропорту? Лишние проверки только устраивать, и у грузчиков время отнимать, а им еще надо успеть в чемоданах пассажиров покопаться.

(Как ранее писало наше издание, 13 июля грузчик аэропорта Шереметьево  вытащил 21 млн. рублей из чемоданов пассажиров при загрузке их на борт самолета.)

В «Шереметьево-Карго» проверка проходила несколько по-иному сценарию. Не предупреждая о проверке и каких-либо обнаруженных в ходе ее проведения нарушениях, господин Андреев сразу решил рубить с плеча – исключить из реестра владельцев СВХ без предоставления времени на добровольное устранение выявленных нарушений, а потом разбирайтесь. И понять его чисто по-человечески, конечно, можно. Оснований для исключения из реестра, как уже ранее писало издание, у него фактически никаких не было. А следовательно, тут лучше не раздумывать, а действовать быстро - как говориться, «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита».

Других упоминаний о каких-либо проверках на всех авиационных СВХ нашему изданию обнаружить так и не удалось. Возможно, Наталья Савельева обладает какой-то инсайдерской информацией, а, возможно, просто что-то перепутала. О проверках ранее писал РБК, но проводились они в отношении действий таможенных органов в аэропортах Внуково и Шереметьево.

В начале апреля сервис доставки грузов и документов СДЭК «сообщил о нарушениях на таможне в аэропортах Москвы, а также на авиационном таможенном посту Центра электронного декларирования (ЦЭД)».

После подачи жалоб компанией СДЕК в транспортную прокуратуру, московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета и управление по противодействию коррупции ФТС о задержании грузов некоторых своих клиентов в московских аэропортах начались проверки, Генпрокуратура инициировала масштабные проверки в аэропортах Внуково и Шереметьево, в результате которых ввоз и вывоз товаров был возобновлен.

Поэтому, можно допустить, что госпожа Савельева в силу своей занятости просто что-то перепутала, но, возможно, были и другие причины ее высказываний.

Как сообщил нашему изданию руководитель подразделения крупного российского грузополучателя в аэропорту Шереметьево, не все компании устраивает политика грузового терминала АО «Шереметьево-Карго» - четко следовать правилам и всегда соблюдать законодательство. Существуют и такие, которых больше устраивают негласные правила работы дочернего предприятия Международного аэропорта Шереметьево – грузового терминала «Москва Карго».

По его словам, в «Москва Карго» всегда существует возможность «договориться». И даже несмотря на характер груза, груз более «сговорчивых» клиентов может оказаться в приоритете. И не важно, что в это время  груз 200 (гробы) может стоять под открытым небом и дожидаться своей очереди.

Эксперт в области грузовых авиаперевозок полагает, что именно с уходом большинства западных компаний с российского рынка стало возможно давление на АО «Шереметьево-Карго» и возможно использование неких административных ресурсов для устранения конкурента. Так как зарубежные компании всегда предъявляли самые высокие требования к обслуживанию грузов, для них чисто русский подход - «Договориться можно обо всем», был абсолютно неприемлемым.

Цифровой прорыв в аэропорту Шереметьево: мечта или реальность

Но оставим догадки, правда, подтвержденные словами клиента грузовых терминалов в аэропорту Шереметьево, и продолжим анализировать мнение владельца логистического оператора.

Надо сказать, что Наталья Савельева не обошла своим вниманием также и тренды на цифровизацию, и тотальный автоматизированный контроль. Правда, из ее высказываний понять, какой грузовой терминал или аэропорт она имела ввиду, достаточно сложно.

И тут сразу возникает вопрос, а как с цифровым прорывом обстоит дело в крупнейшем международном аэропорту Шереметьево и его дочерних предприятиях?

Когда представляешь тотальный автоматизированный контроль, видится информационная система, которая контролирует всю деятельность аэропорта. Строится она должна на принципах работы нейросети и, конечно, должна быть способна самообучаться и принимать решения. Это должно быть этакое невидимое око, зрящее, фиксирующее и анализирующее все события в аэропорту. Способное контролировать каждую деталь, работу и местонахождение персонала, расположение техники, ее техническое состояние, все ли разъемы, подключенные к воздушному судну, были отстыкованы перед началом его движения и т.д. Далее на основании массива данных система принимает решения и подает сигналы в случае каких-либо нарушений или возможности инцидентов.

Только представьте себе стремянку, используемую в обслуживании воздушного судна, за расположением которой следит невидимый глаз информационной системы. Причем система не только фиксирует и запоминает ее расположение, но и анализирует всю обстановку на перроне. И система должна учитывать не только местонахождение техники и сотрудников аэропорта и его дочерних предприятий, но и погодные условия или действия экипажа воздушного судна, так как при сильном ветре или запуске двигателей авиалайнера, стоящего поблизости от незакрепленной стремянки, она может повредить воздушное судно. Поэтому в основные задачи системы должны входить не только фиксация нарушений, но и их своевременное предотвращение.

Но после прочтения «страшилок» о регулярных инцидентах в аэропорту Шереметьево, связанных со столкновением воздушных судов то с трапами или другой спецтехникой, то с другим воздушным судном, а то со стремянкой, которую засосали работающие двигатели авиалайнера (да и что там стремянка, бывали случаи, когда из-за работающих двигателей по перрону «летали» сотрудники аэропорта, находящиеся недалеко от воздушного судна), начинаешь понимать, что для аэропорта Шереметьево и его дочерних предприятий автоматизированный тотальный контроль в 21 веке остается лишь далеким «светлым будущим», в то время как для грузового терминала АО «Шереметьево-Карго» давно уже является повседневной реальностью.

Взяв курс на цифровизацию производственных процессов предприятия, руководство грузового терминала ежегодно вкладывает немалые средства в его техническое развитие.

Причем за все годы своего развития АО «Шереметьево-Карго» ни разу не обратилось за помощью к Правительству нашей страны по примеру с другими авиатранспортными предприятиями. И все инновационные технологии на протяжении всех лет своего существования внедряло исключительно на собственные средства.

Так, по словам директора компании ООО «СИПИТИ РЕШЕНИЯ» Евгения Карасева, «за время работы на наших глазах были интегрированы и постоянно непрерывно внедряются новые технологии обработки товарных партий. На СВХ детально проработаны и соблюдаются правила и алгоритмы обработки и контроля грузов. Каждый сотрудник регулярно проходит профподготовку и знает, что ему нужно делать в моменте. Автоматизация процессов, начиная с обработки на перроне и заканчивая выдачей грузов клиенту, позволила увеличить скорость обработки грузов до такого предела, когда даже не задумываешься/забываешь об этом».

Лишь бы получить?

С цифровизацией все более или менее ясно, но что имела ввиду госпожа Савельева, когда говорила: «с логистикой такая беда, что начали возить «лишь бы получить».

Тут уж как-то совсем сложно согласиться с Натальей Владимировной. Становится даже как-то обидно за нашу логистику. Нам, конечно, не известны корпоративные принципы работы компании «Авиасервисес», и возможно, владелец компании знает о чем говорит, но хочется верить, что большинство логистических компаний уделяли и, несмотря на все сегодняшние трудности, продолжают уделять большое внимание качеству перевозки.

Те же, для кого качество и сохранность их груза не в приоритете, смело могут обращаться в «Москва Карго».

Видимо, по этой причине руководитель подразделения компании, являющегося крупным грузополучателем в аэропорту Шереметьево, также сообщил нашему изданию, что при доставке дорогостоящего груза он всегда отдавал предпочтение только АО «Шереметьево-Карго».

По его словам, «Шереметьево-Карго» всегда был заточен на обслуживание воздушных судов, причем уровня от АН-12, когда вручную выгружают весь груз из самолета, вплоть до выгрузки Boeing 747. Поэтому для многих компаний, для которых задача была хорошо обслуживаться, чтобы все произошло грамотно, корректно, чтобы груз не был украден, поврежден, важно было обслуживаться именно в «Шереметьево-Карго», так как позиция «Шереметьево-Карго» заключалась в том, чтобы всегда предоставить наиболее комфортный, удобный и идеальный вариант предоставления услуг. <…> Кроме того, грузы в Шереметьево Карго никогда никто не трогал. В качестве примера могу сказать, что грузчики аэропорта Шереметьево, никогда не трогали груз, обрабатываемый в «Шереметьево-Карго», потому что знали, что будет очень сильная ответная реакция в плане официальных действий, заявлений в полицию. Обязательно при проведении проверки будут привлекаться адвокаты, юристы и все остальные. Поэтому груз «Шереметьево-Карго» никто никогда не трогал. Даже, если знали, что там что-то очень ценное. По-другому дела обстояли в «Москва Карго», - подытожил представитель грузополучателя.

Было ваше - стало наше

«Когда пришли новые владельцы в начале 2014 года, история была такая, -продолжил свой рассказ нашему изданию руководитель логистического направления, - чтобы было удобно платить, а мы всегда были заточены на то, чтобы грузы свои забирать быстро, выпускать быстро, забирать со склада быстро, мы всегда держали авансовые счета, и когда в «Москва Карго» пришли новые владельцы, нам сказали: «Ребята, у вас тут авансовые счета, а у нас денег нет. Давайте мы сделаем так - мы вам возвращаем 50% от авансовых счетов, а об остальном вы забываете».

Мы компания не настолько богатая, поэтому пошли в суд и выиграли его. После судебных решений деньги они стали возвращать, попросили отсрочку, но деньги вернули. Но я предполагаю, что были и те, кто пошел на такие условия. У нас были достаточно крупные суммы, но скорее всего были и те, кому было не выгодно для возврата небольших сумм идти в суд, нанимать адвоката. И было проще согласиться забрать свои, например, 50 тысяч, а половину оставить терминалу «Москва Карго». Но, по-моему, такой подход скорее смахивает на отжатие денег в стиле 90-х», - поделился наболевшим руководитель направления логистики.

Надо сказать, что интерес к чужой собственности у новых владельцев аэропорта Шереметьево – дело не новое. И тут единственная надежда лишь на защиту законных интересов всех игроков бизнеса со стороны государства, и не выборочно - только избранных, а абсолютно всех. На это и надеялись сотрудники грузового терминала АО «Шереметьево-Карго», искренне веря, что справедливость в ближайшее время восторжествуют, и они смогут вернуться к своей обычной работе.

Казалось бы, что предприятие, идущее по пути цифровизации, четко следующее курсу, данному руководством нашей страны, и всегда честно платящее налоги и сборы, надо всячески поддерживать. Но на практике так получается не всегда. И тут уж невольно вспоминаются, ставшие уже крылатыми, слова Джорджа Оруэлла: «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие».

Но хочется искренне верить, что хотя бы сейчас, когда российская экономика переживает непростые времена из-за санкционного давления западных стран, все «родственные» отношения отойдут на второй план, и во главу принятия решений станут интересы страны, а не ее отдельно взятых граждан. И восстановление нарушенных прав предприятия, по примеру с АО «Шереметьево-Карго», станет повседневной реальностью, а не редким исключением из правил.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...