Объективные новости через призму совести

Что за год подорожало сильнее всего и как изменились покупательские привычки россиян?

22 марта 2023
Что за год подорожало сильнее всего и как изменились покупательские привычки россиян?

Автор:Миллер Александра

На фоне спецоперации на Украине произошло много событий, которые прямо или косвенно повлияли на жизнь обычных россиян. Немало иностранных компаний решили ввести ряд санкций в отношении РФ, сообщив при этом о полном прекращении или приостановке своей деятельности на российском рынке, вследствие чего некоторые товары на время или насовсем пропали с прилавков. Неизбежным стал рост цен, а также изменение покупательских привычек у граждан.

Согласно данным Росстата, инфляция по результатам 2022 года составила 11,9%, цены на продукты поднялись на 10,57%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 30%, электротовары и иная бытовая продукция – на 15%, молочка – на 15%. Напомним, в корзине Росстата 566 товаров, в том числе услуги.

Что же подорожало за год в наибольшей степени? В первую очередь это йод. Его средняя стоимость в декабре 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года возросла на 55,2%. Стоит сказать, что в 2021 году медикамент вырос в цене лишь на 10%. Тем не менее 10 мл йода в декабре прошлого года стоили по России в среднем примерно 42 рубля. Спички подорожали на 50,8%, мыло туалетное – на 44,2%, женские прокладки – на 43,5%, дезодорант – на 38,8%, маргарин – на 38,5%, хозяйственное мыло – на 37,8%, шампунь – на 36,9%, а зубная паста – на 36,6%.

Если говорить про туристические услуги, то поездка на отдых в Египет выросла на 160%, в Турцию – на 118,6%, в ОАЭ – на 73,6%. Недавно «Коммерсантъ», ссылаясь на источники среди поставщиков, написал, что производители рисовой крупы уже уведомили торговые сети о повышении цен до 30% ввиду проблем с урожаем.

В начале года россиян снова ждал рост цен. Те, кто проживает в крупных городах страны, столкнулись с повышением цен на проезд в общественном транспорте: автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Например, стоимость одной поездки в столичном наземном транспорте, метро, МЦК и МЦД («Центральная» зона) по «Тройке» поднялся с 46 до 50 рублей, а за саму карту придется теперь отдать вместо привычных 50 уже 80 рублей. Рост цен не обошел и Петербург, где жетон на одну поездку вырос с 65 до 70 рублей, а стоимость разовой поездки в наземном транспорте увеличилась с 60 до 65 рублей.

В соответствии с приказом ФАС с 1 января этого года стоимость билетов как в плацкартных, так и в общих вагонах поездов дальнего следования поднялась на 8,1%. «Дочка» РЖД отставать не стала и тоже повысила цену билетов в купейные и спальные вагоны и вагоны класса люкс, чья стоимость не регулируется ФАС.

Кроме того, сетью магазинов «Ароматный мир», галереей вин «Отдохни» магазина «Мясновъ», компанией-ритейлер «Красное & Белое» были увеличены отпускные цены на иностранные алкогольные напитки. Они также отменяют скидки и акции. Крупные дистрибьюторы напитков из-за рубежа увеличили оптовые цены. В итоге алкогольная продукция выросла на 20-40%.

Неудивительно, что и покупательские привычки россиян начали меняться вслед за ценами. В 2022 году приоритетом при походе в продуктовый магазин оказалась рациональность. Так как к тратам люди сейчас относятся осторожнее, а бюджет продумывают более тщательно, приходится отказываться от необязательных статей расходов, например, подписок на стриминг или доставки еды на дом. Сегодня покупатели меньше заостряют внимание на внешнем виде упаковке и бренде. Однако с большей кропотливостью подходят к вопросу стоимости продуктов, срока годности, вкуса, состава и места производства. Ко всему прочему, все лучше продаются товары производства торговых сетей.

В дальнейшем будут выигрывать на рынке те бренды, которые смогут убедить своих потребителей, что они заботятся об интересах покупателей и им предлагается не только удобное, но и максимально выгодное предложение. Более того, в стране наблюдается «цунами» дешевых магазинов, – жестких дискаунтеров – чья прибыль, кстати, за год выросла на 35%.

При выборе продуктов питания, товаров, предназначенных для дома и сада, бытовой химии граждане отдают предпочтение продукции отечественного производства, тогда как при выборе бытовой техники, электроники и автомобилей доверяют больше тем, что привезены из-за границы. Между тем популярность набирают BNPL-сервисы, работающие по принципу «купи сейчас, плати потом». Добавим: ранее наше издательство уже писало о том, какие цены могут ждать потребителей в 2023, учитывая официальный прогноз по инфляции, уровень которой должен опуститься до 5-7% в этом году.


Читать все материалы