Глава МЧС России сообщил об ухудшении ситуации с лесными пожарами.
В понедельник 20 апреля в ходе селекторного совещания Евгений Зиничев заявил: “ В стране ухудшается лесопожарная обстановка. Пожароопасный сезон начат в 63 субъектах РФ. Наиболее сложная обстановка складывается на территории Дальнего Востока, Сибири и Южного федерального округа”. На прошедшей неделе в стране были зафиксированы более 850 очагов пожаров, из них 105 - в пятикилометровой зоне от населенных пунктов.
Пожароопасный сезон был открыт в 60 регионах, особый противопожарный режим действует в 38 регионах.
Уже сейчас площадь пожаров превысила прошлогодние показатели почти на полмиллиона гектаров. Специалисты считают, что может повториться ситуация 2010 года, когда из-за смога, ставшего следствием горения торфяников, смертность в Москве резко возросла.
Дополнительная сложность заключается еще в том, что проведение противопожарных мероприятий затруднено из-за режима самоизоляции, кроме того, все средства сейчас брошены на борьбу с коронавирусом, до других проблем руки могут просто не дойти.
После бесснежной зимы торфяники и леса стоят сухими. Глава лесного отдела российского Greenpeace Алексей Ярошенко сообщил: “ К чему это может привести, мы видим на примере Чернобыльской зоны — там сейчас реально катастрофические пожары, по интенсивности они уже сравнимы с тем, что у нас было в 2010 году. От Ленинградской области и дальше на юг и восток — Смоленская, Псковская, Калужская, Новгородская, Тверская области — эти и
некоторые другие регионы попадают в зону очень высокого риска, где ситуация развивается [так же], как в 2010 году”.
Первый замдиректора Института вычислительных технологий (ИВТ, Новосибирск) Андрей Юрченко считает, что наложение экологических проблем может усугубить ситуацию с пандемией: "Известно, что смог (в том числе дым от лесных пожаров), качество воздуха напрямую влияют на органы дыхания, усугубляя любую легочную патологию". Кроме того, смог снижает инсоляцию и проникновение ультрафиолета, уменьшающего активность коронавируса. Наличие в воздухе большого количества частиц пыли также является усугубляющим фактором - пыль является естественным переносчиком вируса на далекие расстояния.
Пожары носят по большей части рукотворный характер - из-за режима нерабочих дней многие выехали за город и на дачу, традиционно начали выжигать сухую траву и устраивать пикники. “У нас есть опасные погодные условия и есть люди, которые из-за коронавирусных ограничений массово оказались заперты на дачах или в деревнях и устроили преждевременные майские праздники. Обычно такой пик пожаров приходится на начало мая, сейчас — на конец марта — начало апреля и пока не останавливается”, - говорит руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин.
Первыми от огня страдают леса, растущие на землях, предназначенных для сельского хозяйства. Дело в том, что часть земель, на бумаге отнесенных к сельскохозяйственным, в реальности непригодны для возделывания. На такой земле часто появляется молодой лесок. Собственников, на участках которых он растет, вынуждают либо уничтожать такой лес на своих участках (в том числе и с помощью поджогов), либо платить огромные штрафы, а то и вовсе отказываться от земли.
Молодые рощицы вырастают и на месте ныне не возделываемых полей. Так вот такой лес-беспризорник жгут очень часто. Он бесправный, потому что незаконный, и тушить его лесникам, например, нельзя. Страдают в итоге и люди, и природа. Ведь лес - это целая экосистема, в которой существуют птицы, насекомые, звери. Им не нужно подтверждения, что их дом признан лесом официально.
Greenpeace России уже много лет добивается, чтобы у людей появилось право выращивать лес на своей земле. Петицию с требованием защитить лес можно подписать на сайте Greenpeace.