Мосгордума приняла в первом чтении проект бюджета Москвы на 2021-2023 годы

6 минут
18 ноября депутаты Мосгордумы в ходе онлайн заседания приняли в первом чтении проект бюджета Москвы на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов.

Бюджет, равный 3 трлн 125 млрд, был внесен на рассмотрение 8 ноября. В следующем году он впервые за последние десять лет будет дефицитным. По закону проект бюджета должен быть рассмотрен в течение 60 дней и не позднее 1 декабря. В этом году сроки рассмотрения будут перенесены, по словам депутата Елены Николаевой, в связи с пандемией.

Однако и в прошлом году на рассмотрение проекта бюджета Москвы ушло лишь 42 дня.

Еще до первого чтения ассоциация независимых депутатов и оппозиционные депутаты МГД потребовали провести открытое обсуждение проекта бюджета Москвы. Муниципальный депутат Тимирязевского района Юлия Галямина рассказала на своей странице в Facebook о том, что депутаты требуют “понятных, прозрачных и соответствующих требованиям Минфина форматов”: “Принятие проекта бюджета так, как это происходит сейчас — манипуляция и неуважение к москвичам. Многостраничный документ нормальный человек, без экономического образования и многих часов свободного времени понять не может“.

Юлия Галямина подчеркнула также, что в Москве не проводятся нормальные публичные слушания, как того требует Бюджетный кодекс. Кроме того, независимые депутаты потребовали увеличения доходов местного самоуправления, передачи части бюджета на местный уровень.

В ходе первого чтения депутаты вновь озвучили эти тезисы - руководитель фракции “Яблоко” Максим Круглов, проголосовавший против принятия бюджета, указал на то, что, как и при принятии бюджета 2020 года, не были проведены полноценные общественные обсуждения с участием независимых экспертов, общественных организаций, москвичей и муниципальных депутатов, и это при том, что половина бюджета города - это прямые налоги. А если учесть и другие, то доля бюджета, формируемого за счет налогов, увеличивается до 80 %.

Мундепы, как и ранее, заметил Максим Круглов, лишены каких бы то ни было значимых полномочий - в их распоряжении находится 0,56 % общего городского бюджета, они исключены из обсуждения бюджетного процесса.

Бюджет, как и год назад, не соответствует требованиям утвержденной бюджетной классификации. Расходы спрятаны в госпрограммах, поэтому полностью отсутствует распределение по разделам и статьям бюджетной классификации. Поэтому московский бюджет нельзя сравнить и сопоставить ни с одним региональным и невозможно понять, на что конкретно будут израсходованы средства.

Между тем бюджет Москвы больше, чем совокупный бюджет следующих за ним по доходности 8 регионов.

Депутат МГД от партии “Справедливая Россия” Михаил Тимонов также считает, что бюджет не только не обсужден, но и “непрозрачен и противоречив”.

На непрозрачность, открывающую возможности для коррупции, указал и депутат от КПРФ Евгений Ступин.

Олег Шереметьев отметил, что представители думских комиссий уходили от ответов на острые вопросы, “передергивали, искажали”, и заключил: “Никакого диалога не предвидится и во втором чтении”. МГД, по словам Шереметьева, так и осталась декоративным органом, имитирующим влияние на принятие бюджета.

“...Чего зря время терять?”

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам городского парламента Александр Семенников обвинил оппозиционных депутатов в “политической незрелости”: “К сожалению, рассмотрение бюджета на 2021-2023 годы показывает, что не все депутаты Московской городской думы готовы к столь ответственной работе. Неконструктивные действия депутатов оппозиционных фракций затягивали работу целого ряда думских комиссий, а также пленарное заседание 18 ноября. Переход на не относящиеся к городскому бюджету темы, многократный возврат к уже обсуждавшимся вопросам, переход к частностям и личным выпадам перешел в конце концов в угрозы не голосовать за бюджет в целом. Хотя возможности отклонить бюджет у оппозиции, составляющей меньшинство Мосгордумы, и нет, если представить себе на минуту непринятый из-за их действий бюджет - очевидны негативные последствия.” Александр Семенников использовал следующие тяжеловесные аргументы в пользу скорейшего единодушного принятия проекта бюджета Москвы: “Они (последствия), особенно во время пандемии, могут быть катастрофическими: отсутствие бюджета означает работу в 2021 году вслепую и в неоптимальном режиме, без учета сложившейся экономической обстановки. Это негативно отразится на практически всей городской жизни, от общественного транспорта до лекарственного обеспечения льготников”.

Напомним, сроки рассмотрения бюджета Москвы сократились еще при бывшем мэре с полугода до трех месяцев. При нынешнем время на рассмотрение бюджета урезали и вовсе до 45 дней.

В такой ситуации, по словам Евгения Ступина, единственная стратегия изучения бюджета – пытаться выискивать отдельные сомнительные цифры и делать мэрии точечные предложения. Например, обсудить целесообразность траты 55 млрд руб., заложенных в бюджете на “исполнение Москвой функций столицы”. Или 33 млрд на “повышение эффективности управления городским имуществом” - и это при том, уточняет Евгений Ступин, что до сих пор не создан реестр этого имущества.

“Не относящиеся к городскому бюджету” темы

В ходе почти десятичасового заседания оппозиционные депутаты попытались озвучить проблемы, которые живо волнуют москвичей: строительство платного дублера Кутузовского проспекта, против которого выступают жители Кунцева, или Северо-Восточной хорды, которая должна была пройти по территории национального парка “Лосиный остров”, или работа МСЗ-4, закрытия которого вот уже два года добиваются жители Юго-Востока Москвы. Последовали однотипные ответы: “решение положительное, все разрешительные документы получены”.

Депутаты задавали вопросы, касающиеся нехватки поликлиник, лекарственного обеспечения детей, больных спинально-мышечной атрофией, уменьшения индексации пенсионерам с 2 тыс рублей в 2020 году до 700 руб в следующем; прозвучали вопросы о конфликтной в половине случаев реновации и, в связи с этим, об очередниках; о расходах на транспортную сферу и ИКТ, об увеличении зарплаты членам правительства и московским чиновникам в связи с предполагаемой индексацией оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Неисполнительный орган

Надо сказать, что в МГД получают зарплату лишь председатель, его заместитель и главы думских комиссий - и это еще один из способов обесценить значение столичного парламента. Однако среди парламентариев уже есть люди, которые, работая, по выражению Екатерины Енгалычевой, “на общественных началах”, готовы спорить и задавать неудобные вопросы и искать статьи расходов, на которых можно сэкономить.

И если вооружить их инструментами влияния на бюджет города, столичный парламент станет не только исполнительным, но и представительным органом. А москвичи, поддержав своих избранников, получат поликлинику в шаговой доступности, а не строительную площадку на месте яблоневого сада, и бесплатные лекарства для больных детей вместо автозаков.

По итогам первого чтения “за” принятие бюджета проголосовали 25, “против” - 15, воздержался один депутат.

Прием поправок завершен, второе чтение законопроекта о бюджете Москвы состоится в декабре. Завершено также общественное онлайн-обсуждение законопроекта, проходившее с 23 по 25 ноября на площадке Общественной палаты Москвы. По словам председателя Алексея Шапошникова, депутаты учтут их результаты ко второму чтению законопроекта.

Напомним, в прошлом году оппозиционные депутаты подготовили 60 поправок; почти все они были отклонены провластным большинством в думе.

Согласно официальному заключению, размещенному на сайте столичного парламента, “приоритетами бюджетной политики остаются развитие инфраструктуры мегаполиса и выполнение социальных обязательств перед жителями”.

Бюджет Москвы можно сколько угодно называть “программным, социальным и инвестиционным”. Однако о его социальной направленности и эффективности можно судить по тому, довольны ли москвичи.

А москвичи довольны?


  • Комментарии
Загрузка комментариев...