Влияние ограничений на перевозки: как изменился рынок международной логистики в этом году?

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Российская транспортная отрасль после начала спецоперации столкнулась с серьезными проблемами. Ряд санкций в отношении нашей страны полностью сломал схемы доставки, которыми активно пользовались логистические операторы. Возникшие на этой почве трудности до сих пор сложно поддаются решению – в нынешней ситуации география перевозки товаров из-за рубежа стала крайне ограничена. В этой статье мы расскажем, с какими ограничениями столкнулась отрасль перевозок, как с возникшими сложностями сегодня пытаются справиться, а также разберемся, как последствия этой проблемы могут отразиться на сфере мировой торговли.

Нельзя отрицать, что первые сложности в транспортной логистике начались еще в пандемию коронавирусной инфекции – уже тогда начали рушиться некоторые цепочки поставок, а также повысилась и стоимость на осуществление перевозок. Если на тот момент было гораздо меньше препятствий доставить товар из пункта А в пункт В, то сейчас сделать это очень сложно, дорого и долго. Транспортную отрасль, как многие другие сферы деятельности в России, заставило меняться влияние международной политики, а также воздействие санкций со стороны недружественных государств.

Введенные санкции запретили движение российских и белорусских автомобильных перевозчиков по территории европейских стран, помимо этого недружественные государства закрыли свое небо для российских самолетов. Возможность прямой доставки товара из Европы сейчас исключена. Некоторые игроки рынка  используют способ перецепки или перегрузки товаров с транспортных средств европейских перевозчиков на фуры отечественных компаний на приграничных терминалах – сейчас по такой схеме действуют в Беларуси. Зеркальные санкции в отношении автоперевозчиков стран Европы хотят ввести и в нашей стране – в настоящее время Минсельхоз и Минпромторг готовят списки товаров, перевозка которых не будет подпадать под эти ограничения.

«Все документы находятся на межведомственном согласовании. В целом ведомства не возражают против введения ответных санкций в отношении европейских перевозчиков. Проект указа президента и ряд других нормативных актов Минтранс представит в правительство до 1 августа», – сообщили «Интерфаксу» источники, знакомые с подготовкой соответствующих документов.

Стоит отметить, что Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) оценивает потери российских транспортных компаний из-за санкций Евросоюза, запретившего въезд на его территорию, в 9 млрд рублей. При этом ущерб, нанесенный российской внешней торговле иностранными перевозчиками, взвинтившими цены на направлении «ЕС-Россия», уже составили 68 млрд рублей, а до конца 2022 года размер дополнительных расходов может увеличиться еще на 265 млрд рублей.

Если поставки из стран Европы сейчас осуществляются только с помощью автотранспорта, то, например, из Поднебесной, помимо авиа, еще используется другой способ. Из Китая в Россию выросла популярность доставки грузов с помощью комбинированного способа через порты Дальнего Востока – морем и железнодорожным ускоренным контейнерным поездом. Это произошло из-за отказа ряда крупных морских линий доставлять грузы в российские порты на направления перевозок из Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

Изменение логистических маршрутов влечет за собой рост стоимости доставки товара. Как итог, это отражается в конечной цене продукта, который на полках магазина видит покупатель. Теперь понятно, что резкое подорожание импортной продукции случилось не просто так. Даже товары, которые производятся на территории России, тоже могут вырасти в цене. Причиной этому может стать, например, импортное оборудование, с помощью которого они изготавливаются.

«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных стран», – рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков (в нее входит более 20 перевозочных компаний, преимущественно региональных).

Со временем количества товаров, доставленных из европейских стран, в России может стать в разы меньше. Виной тому, во-первых, сложность осуществления логистики, во-вторых, ее стоимость. Конечного российского потребителя определенно точно оттолкнет цена импортного изделия – она ему может стать даже не по карману. По этой причине большая часть поставок будет приходиться на другие – дружественные страны.

«Очевидно, что в ближайшем будущем торговля России с ЕС, США и с другими присоединившимися к ним странами будет сокращаться, с Китаем и другими нейтральными странами — расширяться. Но взаимная торговля с тем же Европейским союзом вряд ли прекратится полностью, поскольку рынок успел стать глобальным. Поэтому не стоит спешить уходить с рынка, перспективы которого падают, но нужно активнее развивать присутствие на направлениях, где перспективы международной торговли растут», – отмечает эксперт Tels Global.

Сейчас активно продолжают развивать новые логистические схемы для доставки товаров из-за рубежа через такие страны, как Турция, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Армения и Дагестан.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...