Объективные новости через призму совести

Использование нейросети в образовании: нужны ли правила для регулирования этого?

20 февраля 2023
Использование нейросети в образовании: нужны ли правила для регулирования этого?

Автор: Виктория Лисунова

Современные технологии уже настолько укрепились в нашей повседневной жизни, что без них нам порой бывает достаточно сложно справляться с некоторыми задачами. Они в свою очередь постоянно развиваются и совершенствуются – внедряются в новые сферы и становятся для нас незаменимыми помощниками. Один из цифровых прорывов – это использование искусственного интеллекта в человеческой деятельности. Однако чтобы технологии не вышли из под контроля – они нуждаются в регулировании. В нашем материале речь пойдет непосредственно про использование нейросети в области образования.

Огромное количество дискуссий в обществе вызвала недавняя новость о том, что один из студентов РГГУ при написании своего диплома прибегнул к помощи нейросети. Несмотря на то, что большая часть текста была написана ИИ, работа прошла через антиплагиат и была оценена как «удовлетворительно». Этот случай не мог не натолкнуть на мысль о том, что, вероятно, нейросеть может представлять угрозу образовательному процессу. Ведь благодаря такой возможности у учащихся существует соблазн и вовсе не погружаться в тему лично, не перебирать кучу научной литературы и в конечном итоге отсутствует необходимость в создании работы непосредственно своего интеллектуального труда. Стоит подчеркнуть, что в некоторых странах уже введены меры касаемо этого, – где-то использование нейросети в учебных заведениях и вовсе запретили, а где-то выполнение работ перенесли в класс, так как обращение к такого рода помощи может негативно отразиться на уровне знаний.

«Применение различных инструментов доступа к информации, в том числе нейронных сетей становится нормой жизни. Информация об использовании нейронных сетей, в т.ч. ChatGPT (запущен 30.11.2022) для написания научных и творческих работ уже активно обсуждается в научном сообществе разных стран. <…> Из-за опасений по поводу негативного воздействия на обучение, а также опасений по поводу безопасности и точности генерируемого системой контента, может быть целесообразно ограничить доступ к ChatGPT в образовательных организациях», – подчеркнули в РГГУ.

Национальная комиссия по этике в сфере ИИ уже направила министру науки и высшего образования Валерию Фалькову письмо с просьбой регламентировать использование нейросетей в процессе обучения. Ведь существенной проблемой является то, что написанной нейросетью текст нельзя отличить от написанного человеком. И если когда-то для борьбы с недобросовестными заимствованиями в работах создали систему проверки «Антиплагиат», то сейчас сфера образования снова нуждается в подобного рода нововведениях.

Мы уже живем в новой реальности. Радикально настроенные взгляды против новых технологий ни к чему хорошему привести не смогут. И если цифровой прорыв уже произошел, то к нему нужно просто приспособиться. Создание определенного перечня правил для использования ИИ в сфере образования позволило бы обращаться к помощи нейросети только там, где не требуется человеческое мышление.

«Все сейчас обсуждают резонансные случаи в образовании, но технологии продолжат развиваться. Мы видим лучшее решение в том, чтобы адаптировать сферу образования к их использованию», – заявил председатель комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ Андрей Незнамов.

Не стоит игнорировать тот факт, что нейросеть также дает хорошую почву и для вдохновения. К ИИ обращаются люди разных профессий. Так может и учащихся образовательных учреждений он может подтолкнуть на новые открытия и свершения, если их научить им правильно пользоваться?

«Технологии искусственного интеллекта сделали мощнейший рывок вперед. Если раньше к его применению мы относились как к чему-то недосягаемому, то сегодня это неотъемлемая часть жизни специалистов самых разных областей от искусства до науки. Нейросети обладают огромным потенциалом и неограниченным полем применения: копирайтеры используют искусственный интеллект для подбора уникальных формулировок, дизайнеры генерируют изображения, применимые в макетах, а бизнес решает вопросы обработки большого количества данных и поиска рациональных решений на их основании», – рассказала руководитель Всероссийского конкурса «Начни игру» АНО «Россия – страна возможностей» Марьям Карпова.

Читать все материалы