Объективные новости через призму совести

Проверка заданий: сможет ли ИИ облегчить работу педагогов?

14 ноября
Проверка заданий: сможет ли ИИ облегчить работу педагогов?

Автор: Виктория Лисунова

Нейросеть массово решает разные задачи, которые возникают во всех областях нашей жизни. Благодаря внедрению искусственного интеллекта значительно облегчается работа многих специалистов. Популярность этой системы не обошла в том числе и сферу образования. Так, к 2030 году в России планируется внедрить автоматическую проверку домашних заданий с помощью нейросети. Благодаря этому способу хотят разгрузить учителей.

В России, как и во многих школьных системах других стран, выполнение домашнего задания до сих пор является обязательным — этот процесс используют в качестве основного способа закрепления пройденного в классе материала. Однако все чаще наличием домашних заданий недовольны не только ученики и их родители, но в том числе и школьные педагоги. Дело в том, что учителям, как правило, приходится работать сверхурочно, так как они проверяют тетради, когда их рабочий день по факту уже закончился. Согласно идее властей, переложив эту обязанность на искусственный интеллект, нагрузка на педагогов снизится, и у них появится больше времени на другие не менее важные вещи.

«Сервис «Цифровой помощник учителя» с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта автоматизирует проверку домашних заданий и планирование рабочих программ, упростит и поможет сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей», — говорится в паспорте стратегии цифровой трансформации образования, которую подготовило Минпросвещения.

Благодаря проведению модернизации образования, посредством задействования современных технологий, происходит улучшение качества обучения. Но все же несмотря на очевидный факт того, что внедрение систем искусственного интеллекта для проверки заданий может значительно сократить время, которое сейчас учителя вынуждены тратить, это решение можно считать сомнительным по ряду конкретных причин. Почему? Сейчас разберемся.

Чаще всего школьники выполняют домашние задания в письменном варианте. Их всех учат еще с 1 класса, чтобы любая работа, которую они делают, выглядела аккуратно и презентабельно. Однако на деле учителя неоднократно встречают в тетрадках помарки и зачеркивания. Кроме этого, у некоторых учеников и вовсе присутствует такая особенность, как сложночитаемый стиль почерка. При этом на сегодняшний день функция сканирования текста, написанного от руки, в системе ИИ отсутствует, да и если бы она была, то не всегда это можно было бы корректно сделать.

Вторая проблема — проверка заданий с помощью ИИ может не подойти для всех школьных предметов. Дело в том, что нейросети сами иногда допускают ошибки в выполнении поставленных им задач, какие-то из них даются им сложнее, а какие-то — легче. Нововведение может вовсе удвоить работу педагогов, так как им придется не только проверять домашние задания учеников, но также и работу нейросети.

«Моё отношение к этому процессу сложное. С одной стороны, я понимаю, что учителя безумно перегружены, поэтому хотелось бы отчасти разгрузить российских педагогов. С другой стороны, я не знаю, насколько качественно ИИ будет проверять, например, школьные сочинения. Если проверять задания по математике и другим точным наукам достаточно просто (я надеюсь, что ИИ разберётся, что могут быть разные способы решения задач), то проверять творческие работы достаточно сложно. Мне представляется, что пока мы вряд ли можем поручить ИИ проверку творческих работ», — отмечал несколько лет назад первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

По итогу, как учитель будет объективно оценивать знания ученика, если проверкой работ будет заниматься искусственный интеллект? Этот процесс ведь не просто про проставление плохих и хороших оценок, а про подход педагога к школьнику. В процессе проверки работ в течение года учитель дает свои комментарии, советы, чтобы улучшить знания ученика — этого пока что еще не умеет делать искусственный интеллект.

«Домашнее задание — это не только проверка цифр и букв, это также замечания учителя, которые выражают отношение и индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Индивидуальный подход невозможно заменить машиной», — объяснила глава профильного думского комитета Ольга Казакова.

Читать все материалы