Автор: Елена Катунина
5 декабря Яндекс Образование организует встречу с авторами доклада о применении искусственного интеллекта в высшем образовании. В докладе содержатся лучшие кейсы использования AI-технологий в вузах и рекомендации для преподавателей и студентов.
Встреча с авторами доклада, экспертами из НИУ ВШЭ, ИТМО, МГПУ, пройдет в формате открытой дискуссии и будет интересна преподавателям, менеджерам в образовании и студентам.
Планируется рассмотреть самые яркие примеры интеграции искусственного интеллекта в образовательные процессы и обсудить вопросы этики использования ИИ в учебных заведениях, изменения в системе оценивания студентов, необходимость и полезность ИИ-помощников, задачи, которые преподаватели и студенты могут делегировать ИИ.
Технологии искусственного интеллекта очень активно внедряются в сферу образования и уже применяются в ведущих университетах мира. Большинство молодых людей теперь знакомы с цифровыми технологиями к моменту достижения ими школьного возраста, поэтому обучение навыкам и способностям, которые понадобятся им в цифровом мире, становится задачей образования.
Университеты экспериментируют, пересматривая существующие модели и практики, а студенты используют искусственный интеллект все чаще. Согласно исследованиям компании Tyton Partners и сервиса выявления заимствований Turnitin, почти половина студентов уже используют генеративные технологии ежемесячно, еженедельно или даже ежедневно.
Исследование, проведенное Институтом политики высшего образования (HEPI) среди более тысячи студентов в Великобритании, показывает, что 53% респондентов используют ИИ-технологии для создания различных учебных материалов. Darmstadt University of Applied Sciences в Германии провел в 2023 году исследование среди более 8,8 тыс. студентов, анализируя активность и сферы использования ИИ. Более 63% опрошенных используют подобные инструменты. При этом среди студентов инженерных специальностей доля выше — 75%, почти столько же среди естественно-научных специальностей — 71%, среди гуманитарных — 61%, среди медицинских — 52%.
Студенты используют GPT для поиска ответов и разъяснения конкретных концепций (56%), решения задач исследования и работы с литературой (45%), перевода (42%), создания и анализа текстов (39%).
Turnitin сообщает и о тревожных результатах другого исследования. Проанализировав более 200 миллионов студенческих работ, аналитики выявили свыше 22 миллионов (около 11%) тех, в которых присутствует как минимум 20% текста, сгенерированного с помощью нейросети. Текст 6 миллионов работ (около 3%) на целых 80% сгенерирован ИИ. https://www.securitylab.ru/news/547554.php
Помимо проблемы со злоупотреблениями нейросетями в подготовке, преподаватели и организаторы образовательного процесса должны решать проблемы трансформации роли наставника, валидации контента, вопросы безопасности данных и этики ИИ.
Преимущества использования ИИ в образовании неоспоримы, но в то же время его внедрение ведет к сдвигу в образовательной парадигме. Для того, чтобы внедрить ИИ в работу вузов, нужно создать систему правил его использования и обновить методы обучения. Все участники образовательного процесса ищут эффективные решения этих задач в тесном сотрудничестве с крупными технологическими компаниями.
По материалам доклада Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее.