Культура отмены в современном мире

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Бренды, обращаясь с предложением о рекламе к блогерам или к селебрети, обращают внимание на их репутацию. Они смотрят на публикации человека, на то, как он общается со своей аудиторией в социальных сетях и как он в принципе ведет себя в обществе. Любой публичный скандал, оставляющий отпечаток на репутации, может лишить блогера рекламных контрактов. Сейчас же для многих из них рекламные интеграции – это самый большой заработок. В связи с этим для публичного человека очень важно следить за своей репутацией. Ведь ее можно старательно зарабатывать годами, а потерять всего лишь за несколько минут, сказав или сделав что-то необдуманное.

На репутацию человека может оказать негативное влияние «cancel culture». В переводе на русский язык это будет звучать, как «культура отмены». Данный термин подразумевает за собой публичное осуждение человека за оскорбительные и дискриминационные взгляды, которые кому-то кажутся обидными и неподобающими. Последствия этого для него могут быть разными – бойкотирование в СМИ, увольнение с работы или расторжение с ним каких-либо контрактов.

Выражение «cancel culture» вошло в список слов 2020 года Оксфордского словаря. Если в англоязычных странах оно уже прежде активно употреблялось, то у нас в России о нем узнали только недавно. От американского репера Канье Уэста отписалось около 9 миллионов подписчиков после того, как он опубликовал в Twitter фото в кепке с надписью «Make America Great Again» и назвал Трампа своим братом. Всемирно известная компания Victoria’s Secret была «отменена» после того, как директор по маркетингу Эд Разек заявил в интервью Vogue, что вряд ли трансгендерные люди когда либо смогут принять участие в шоу, а в показах моделей плюс-сайз нет выгоды. Как в первом, так и во втором случае публичные высказывания повлияли на репутацию и людей, и компании. Однако это лишь единичные примеры «cancel culture», случившиеся за рубежом.

В России ярким случаем «cancel culture» является инцидент с популярной телеведущей Региной Тодоренко, известной по передаче «Орел и решка». В апреле 2020 года в интервью изданию PeopleTalk она заявила, что женщинам, которых бьет муж, стоит не рассказывать об этом публично, а задуматься о том, какой их поступок привел к такому поведению: «Твой муж тебя бьет, а почему, ты не задумывалась? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?». После этого на нее обрушилась критика в социальных сетях как от селебрети, так и от обычных людей. Затем журнал Glamour лишил ее титула «Женщина года», а некоторые бренды (PepsiCo, Pampers) — рекламных контрактов. После случившегося телеведущая принесла публичные извинения и выпустила фильм о домашнем насилии, а также перевела 2 миллиона рублей благотворительному фонду «Насилию.нет». Однако, несмотря на это репутация Тодоренко довольно сильно пострадала. Из-за неосторожного высказывания об этом случае будут помнить еще долгое время.

Совсем недавно торговая сеть «ВкусВилл» попала под осуждение общества. Дело в том, что компания разместила в Интернете рекламную статью о нескольких семьях клиентов сети «ВкусВилл». В материале была фотография однополой женской пары, что спровоцировало яркое негодование со стороны россиян. Вскоре компания удалила рекламу и на ее месте разместила материал с извинениями, заменив фото ЛГБТ-пары на фото гетеросексуальной семьи: «Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников». Одни совершенно нейтрально отнеслись к данной ситуации, другие же пообещали, что из-за случившегося скандала в магазин больше не придут.

«Культуру отмены» по-другому некоторые называют в каком-то роде «новой этикой». В значительной степени это отразилось на киноиндустрии. В Голливуде на исполнение ролей в фильмах в первую очередь начали отбирать людей на основании их этнической принадлежности и пола, а не в соответствии с их профессионализмом и уровнем таланта. Данная проблема получила такое название, как «обратный расизм». Люди, выступающие против такого культурного мейнстрима, тоже становятся жертвами принудительной cancel culture. И если подобная беседа в узких кругах обычных людей может вызвать всего лишь безобидные разногласия, то человеку с широкой аудиторией нужно быть готовым к разного рода неожиданным последствиям. Наперед важно помнить, что после удаления некоторые публикации все равно остаются в Интернете.

Стоит отметить, что в начале июля этого года, Владимир Путин подписал закон о внесудебном удалении порочащей честь информации и блокировке Интернет-ресурсов, распространивших её. Согласно документу, по заявлению гражданина в течение 15 дней будет выноситься решение об ее удалении из сети. Если прокуратура решит, что заявление обоснованно, а ресурс, на котором размещена порочащая информация, её не удалит, то он может быть заблокирован. Этим будет заниматься Роскомнадзор. Данный закон был принят в третьем чтении.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...