Обучение с помощью мемов

9 минут

Автор: Миллер Александра

Всего лишь за один месяц современные медиа производят настолько много информации, что раньше житель XVII века усваивал бы ее в течение всей своей жизни. Объем информации растет в геометрической прогрессии. Благодаря телевидению, неограниченному доступу к Интернету и различным гаджетам человек ежедневно получает в пять раз больше информации, чем тридцать лет назад. Только количество пользователей Facebook неумолимо приближается к цифре два с половиной миллиарда. Все чаще люди разного возраста сталкиваются с проблемами в обучении, ввиду загруженности и огромного объема потребляемой информации, из-за чего нередко узнанное забывается. Поэтому уже не первый год придумывают новые способы преподавания, чтобы информация усваивалась и запоминалась лучше. Могут ли стать интернет-мемы полезным инструментом в образовательном процессе?

Информация&Память

В мире информационного токсикоза каждый имеет свои собственные хитрости, помогающие запоминать не только больше, но и легче. Однако наукой описывается ряд общих черт того, как мозг человека принимает новую информацию. Во-первых, люди хорошо удерживают в памяти то, что видят. Зрение напрямую влияет и подавляет остальные чувства. Оно является важной частью того, как мир интерпретируется. Цветные изображения, вырезки из журналов и даже анимации могут ускорить процесс обучения. Следует также отметить, что человек помнит общую картинку лучше ее деталей. Во избежание перегрузки куда элементарнее обрисовать общую картинку, а после, проводя связь, добавлять в этот «пазл» заметки. Во-вторых, существует способ заучивания информации, к которому так или иначе прибегал всякий. Повторение, оттачивание навыка – метод, часто используемый в спорте или зазубривании стихотворения. Но не стоит зацикливаться. Тактика чередования отличается большей эффективностью. С ее помощью людям учиться значительно проще. По этой причине при изучении, например, английского языка, чередуйте запоминание слов с аудированием.

На сегодняшний день, по словам ученых, человечество накопило приблизительно 295 эксабайт данных. Для оценки масштаба даже накопленное природой не идет в сравнение с таким грандиозным объемом. Такое поразительное коллективно собранное количество сведений – всего-навсего одна сотая часть информации, имеющейся в ДНК человека. Однако она превышает в 315 раз число песчинок всех пляжей планеты. Доктор Мартин Гильберт из Университета Южной Калифорнии подчеркнул, что еще сто лет назад «большинству людей доводилось прочесть всего лишь 50 книг за всю жизни. Сейчас это кажется смешным. Но человеческий мозг очень пластичен и он хорошо усваивает и обрабатывает информацию, даже если ее очень много».

В настоящее время в доме каждого человека хранится количество информации, которое эквивалентно порядка 600 тыс. книг. Если в 1986 году человек каждый день получал информацию, и она умещалась в 40 газетах, то уже в 2007 году для этого понадобилось бы 174 печатных изданий. Люди находятся в самом начале информационной эпохи. Количество данных будет только увеличиваться. Но комбинаторные возможности человеческого мозга все же ограничены. Согласно исследованиям, проведенным в Королевском технологическом институте в Стокгольме, у пользователей социальных сетей кратковременная память ухудшилась. В связи с этим придумываются оптимальные способы запоминания новой информации, в том числе мемы.

Современный педагог

В современном мире большинство обучающихся – активные пользователи Всемирной паутины и зачастую знакомы с популярными интернет-мемами, вот почему их внедрение в процесс обучения не будет затруднительным. Ко всему прочему, задание по созданию мемов – путь к развитию творческого потенциала учащихся. Для его создания понадобится извлечь информацию из мема, его самостоятельное создание, а также нахождение возможных ошибок. Таким образом, к примеру, школьник будет развивать ассоциативную память. Также узнанная информация запомнится им гораздо лучше, так как учащийся останется в условиях знакомой среды.

Мем может быть не только смешной картинкой, но и фразой, идеей, символом или звуком, передающихся от человека к человеку на основе повторения. С точки зрения прагматической направленности мемов, они обладают высоким исследовательским потенциалом. Их использование способно привнести разнообразие в учебный процесс, задействовать интересы и замотивировать обучающихся, обеспечить развитие критического мышления, сблизить членов коллектива и репрезентировать аспекты в развлекательной форме.

В научном сообществе, в свою очередь, на тему использования мемов в учебе реагируют неоднозначно. Некоторые считают, что новый подход окажется весьма эффективным, а другие придерживаются мнения, что подобное «нововведение» имеет разрушительное воздействие на науку и образование. Тут нужно сказать, что мемы зачастую – это реакция на события в мире: открытия, достижения в спорте, скандалы, разногласия в политике. Они интерпретируют ту или иную ситуацию и помогают оставаться в курсе происходящего. Для любого педагога важно соблюдение правил поведения, выполнение домашнего задания, опоздания и пропуски. Мемы и здесь окажутся забавным и ненавязчивым способом сообщить учащимся о правилах.

Конечно, для использования мемов на уроках потребуется и свод правил. Так как интернет-мемы насыщены разнообразной лексикой и имеют грамматические особенности, нужно уточнить, что прибегать к нецензурным выражениям запрещено, однако использование терминологии – разрешено (и даже приветствуется). Для создания своих собственных мемов существуют даже мемогенераторы.

Дисциплины

Интернет-мемы универсальны, ведь их можно применять при изучении абсолютно разных дисциплин. К тому же нельзя отрицать очевидные преимущества мемов – они интересны и смешны. Они вызывают эмоции, и для их просмотра не требуется дополнительная мотивация. Может показаться, что мемы нужны исключительно для развлечения, но это не так, так как они раскрывают социокультурные изменения в обществе, а также учитывают актуальные вопросы и тренды.

Английский язык сегодня учат многие люди. Язык этот многогранен. Академическое изучение не может раскрыть все его грани в полном объеме. Для обеспечения разнообразия источников знания при изучении важна экосистема, поскольку мало знать только теорию, необходимы и практические навыки использования языка. Нередко преподаватели иностранных языков советуют смотреть фильмы, сериалы или играть в видеоигры только на английском, ведь такой досуг – ключ к пополнению словарного запаса. Мемы, в свой черед, часто содержат сленговые выражения, неологизмы и фразеологизмы. Так, например Джон Гейтс, преподаватель EnglishDom из США, дает студентам задание: придумать самому пять смешных подписей к мему про Чака Норриса.

m1.jpg

«Сколько отжиманий может сделать Чак Норрис? Все».

Некоторые мемы приходят из жизни. К примеру, из выступления Киану Ривза на презентации компьютерной игры Cyberpunk 2077 в 2019 году.

m2.jpg

«Вы поразительны» («breathtaking» — «захватывающий, потрясающий, удивительный»).

Подобного рода упражнения способствуют изучению языка с юмором, тренируя словарный запас, грамматику и чувство юмора. Существуют мемы с элементами троллинга, которые напоминают об основных правилах простейшей грамматики английского.

Правильно: «We are closed» (Мы закрыты). Авторы данного мема решили подшутить и прокомментировали с аналогичными ошибками.

m3.jpg

Пунктуация не менее коварна, чем орфография. Одна запятая может превратить автора мема в каннибала. Надпись переводится: «Я люблю готовить мою семью и домашних питомцев». Хотя тот, кто создал этот мем, явно имел в виду другое: «I like cooking, my family and my pets» (Я люблю кулинарию, мою семью и домашних питомцев).

m4.jpg

Однако такие полезные мемы есть не только на английском, но и на русском языке. Существуют правила, которые русскоговорящие часто забывают, из-за чего изрядно страдает грамматика (и одни из самых несложных слов великого и могучего русского языка).

m5.png

Математика в мемах не отстает. Огромное количество в Сети шуток и об отношении к данной дисциплине, и о многих задачах, встречающихся в процессе обучения.

m5.jpg

m6.jpg

m7.jpg

Студенты тоже не остались в стороне. Иногда в своих презентациях обучающиеся вузов используют различные мемы, которые не только помогают разрядить обстановку, но и объяснить сложные понятия, теории и суждения.

m8.jpg

m9.jpg

m10.jpg

Опрос

Корреспондент «Голоса Совести» опросил учащихся и представителя сферы образования об их отношении к интернет-мемах и применении такого инструмента в образовательном процессе.

Анастасия, 20 лет, студентка 3 курса факультета Рекламы и связей с общественностью: «Мемы - часть моей жизни, позволяющие разгрузить мой мозг, повеселиться и даже коммуницировать с другими людьми. В учебном процессе, я считаю, мемы могли бы пригодиться - разбавить сухую информацию юмором. Например, преподаватели на моем факультете понемногу внедряют такой инструмент в свои методики обучения. Когда студенты видят, что старшее поколение "говорит" с ними на одном языке, уходит напряжение, да и науки становятся в разы привлекательнее».

Александр, 25 лет, аспирант: «К мемам я отношусь положительно, из-за возможности описать с помощью них почти любую жизненную ситуацию (мемы, по моему мнению, безусловно, являются видом искусства). Развивая мысль, использовать мемы в процессе учебы необходимо, потому что новый взгляд на давно известные вещи позволит лучше их запоминать. Также обучающиеся в большинстве своём разбираются в мемах, и они не вызовут у них отторжения. Касаясь юриспруденции, полагаю, что их использование возможно (так как мемы часто описывают абстрактные и абсурдные ситуации, а в российском праве много труднообъяснимых положений)».

Елена ,30 лет, репетитор: «Я думаю, что интернет-мемы в процессе обучения больше подойдут для студентов в вузе, так как они воспринимают такие «нововведения» легче и лучше контролируют свое внимание. Подростки же в школе отвлекаются, начинают чрезмерно шутить. Да и авторитет учителя может пострадать в глазах учеников (хотят тут все очень индивидуально). У студентов же потребность в авторитетном взрослом в качестве посредника отсутствует, ведь учащиеся вузов считают, что они сами уже взрослые. Еще я бы добавила, что преподавателю необходимо отслеживать новизну материала, преподносимого аудитории, поскольку утратившие актуальность мемы могут вызвать недопонимание. Вероятно, такой прием может не подойти обучающимся с повышенной активностью».

Владимир, 22 года, студент 5 курса факультета Информационной безопасности: «Конечно, как и многие, я люблю посмеяться с мемов и разных вайнов. На самом деле идея использовать мемы в обучении весьма интересная. Это позволит доносить информацию до детей более простым и наглядным образом. Но это не должно превращаться в подборку шуток по теме занятия, ведь толку от этого будет меньше, чем от обычной монотонной лекции. Если говорить про специальные дисциплины, особенно технические, то думаю, что мемы как максимум могут быть использованы в качестве подсказок (шпаргалок). К слову, в интернете полным-полно шуточных картинок со вспомогательной информацией, но особо сложные технические вещи на них не увидишь. Думаю, всему должен быть предел. Таким образом, разбавить скучную и сложную лекцию интернет-мемами допустимо. Главное – не переусердствовать».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...