Отключение рекомендаций на Интернет-площадках

5 минут

Автор: Виктория Лисунова

Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России отправила в Госдуму и Совет Федерации предложения о регулировании рекомендаций на российских Интернт-площадках. Соответствующие поправки хотят внести в Закон «Об информации». По мнению специалистов, рекомендательные алгоритмы могут влиять на общественное мнение и «искусственно создавать аномальный интерес к товарам».

Рекомендательные сервисы используют социальные сети, новостные агрегаторы, онлайн-кинотеатры и маркетплейсы. На некоторых из них доступно отключение рекомендаций. Эксперты Ассоциации юристов России считают, что такая возможность должна появиться абсолютно для всех пользователей на каждой из платформ. С помощью этой функции люди смогут по желанию частично регулировать Интернет-пространство, в котором они находятся.

«Мы хотим расширить права граждан: дать им возможность самим решать, хотят они получать новости в ленты своих соцсетей по выбору искусственного интеллекта или предпочитают простой хронологический порядок. При этом государство не собирается перехватывать управление рекомендательными алгоритмами, этого в наших предложениях нет», — написал в своём Telegram-канале Антон Горелкин, член Комитета Госдумы по информполитике.

Согласно предложению, регулировать будут Интернет-площадки с аудиторией более 100 тысяч пользователей в сутки, а также те площадки, которые оперируют данными более 500 тысяч пользователей Российской Федерации. В связи с этим комиссия по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России предлагает ввести в закон «Об информации» такие понятия, как «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса».

По мнению юристов необходим обязательный контроль над использованием рекомендательных алгоритмов. Вот почему операторов рекомендательных сервисов предусмотрено обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы проверять посредством независимого аудита для выявления аномалий или случаев продвижения противоправного контента.

Одни считают, что было бы хорошо, если бы человек мог сам определять границы рекомендательных алгоритмов на Интернет-площадках, которые он посещает. Это определенно могло поспособствовать очищению новостной ленты пользователей от ненужных аккаунтов и рекламных баннеров. Ведь большинство из нас, в процессе поиска необходимой информации, отвлекаются на рекомендации и оказываются уже на совершенно другой странице или сайте. После этого пользователи могут не заметить того, как уже будут совершать незапланированную покупку.

Другие считают, что такие меры приведут к излишнему регулированию отрасли и нанесут ущерб всей экономике. Дело в том, что сейчас любой продукт продвигается намного лучше и быстрее через Интернет, нежели через телевизор или с помощью наружной рекламы. Алгоритмы социальных сетей целенаправленно выстроили таким образом, чтобы пользователь не только наблюдал за публикациями своих друзей и новостями в мире, но между этим и отвлекался на страницы с товарами и услугами. Вот почему с предложенными поправками не согласны владельцы Интернет-ресурсов.

«Масса различных устройств, материалов и компьютерных программ проходят в разном виде процедуры контроля, сертификации, лицензирования. И при этом никакие ноу-хау их производителей не нарушаются. Думаю, и в случае с рекомендательными сервисами можно найти баланс между прозрачностью для контроля и коммерческими интересами», — подчеркнул Антон Горелкин.

В свою очередь отмечается, что введение ограничений рекомендации может привести к тому, что потребители начнут получать контент более низкого качества, чем сейчас. Уже вступившие в силу законы, регулирующие работу Интернет-площадок, дают понять, что они усложнили в большей степени жизнь тем людям, которым важно продвижение и количество просмотров их публикаций в сети. Обычный пользователь-наблюдатель найдет возможность посмотреть ту или иную страницу, имеющую ограничения по возрасту или запрещенное содержание. «Все обязанности подобных сервисов уже закреплены в законодательстве», – прокомментировал руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин.

Долгое время в социальных сетях не использовались рекомендательные алгоритмы. Там применялась лишь таргетированная реклама на основе информации о пользователях, взаимодействующая с определенной целевой аудиторией. В свою очередь новостная лента формировалась в хронологическом порядке.

Рекомендации в Instagram

В Instagram вкладка Explore перетерпела свои первые изменения в 2014 году. После изменения алгоритмов лента начала формироваться непосредственно под каждого пользователя. Ранее там можно было найти все самые популярные фотографии на просторах всей социальной сети. Их показ не зависел от реакций, поставленных пользователем. В 2018 году во вкладке Explore еще добавились разделение контента по темам.

Рекомендации Facebook

В 2017 году социальная сеть начала тестировать функцию Explore Feed. Она представляла собой отдельную новостную ленту, в которой можно было увидеть публикации не только своих друзей и членов семьи, но и совершенно незнакомых авторов. Лента Explore Feed формировалась на основе реакций на посты, ранее поставленных самим пользователем и людей, на которых он подписан. Вскоре тестирование функции закрыли, так как аудитория Facebook не оценила эксперимент. Людей смутило, что они не могли найти в ленте публикации друзей и родственников. Марк Цукерберг заявил, что компания сделает ставку на «более значимые» взаимодействия между пользователями.

В этом году в Facebook рядом с лентой новостей должна будет появиться кнопка, которая позволит пользователям отключать рекомендательные алгоритмы. По словам компании, эта функция позволит показывать в ленте сначала профили и страницы, добавленные в «Избранное», а затем все остальные.

Рекомендации в ВКонтакте

Персональные рекомендации в ВКонтакте точно также как и в других социальных сетях формируются на основе интересов каждого конкретного пользователя. Искусственный интеллект социальной сети составляет персональную ленту, следя за тем, что человек читает, лайкает, комментирует и репостит. Регулирование рекомендаций возможно путем нажатия кнопки «не интересно» на постах, которые не придутся по вкусу.

Самое главное – это необходимо предоставить пользователям возможность как отключать рекомендательные алгоритмы, так и сохранять доступность этого сервиса. Поскольку такая функция способна иногда неожиданно «подбрасывать» в ленту важные и полезные публикации, благодаря которым люди находят то, что им действительно было бы нужно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...