«Самокат», «СберМаркет», «Утконос»: пандемийный бум доставки онлайн-продуктов

4 минуты

Автор: Полина Миндрина

Сервисы доставки готовой еды и продуктов активно развиваются в России не одно десятилетие, но пик популярности пришелся на период пандемии коронавируса. Если по итогам 2019 года объем продаж продуктов через интернет составил 45 миллиардов рублей, то, по оценкам аналитического агентства INFOLine, в 2020 году он увеличился в три раза, до 135 миллиардов, об этом сообщает Лента.ру.

Как бы жестко не звучало, но благодаря пандемии в России стала чрезвычайно популярна онлайн-доставка продуктов. 

Безусловно, до пандемии крупные сервисы доставки продуктов такие, как «Утконос», «Лента», «ВкусВилл», X5 Retail Group (управляет магазинами: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») были знакомы российскому покупателю, но не в таком ключе и масштабе. С февраля 2019 года X5 Retail Group только тестировала направление доставки продуктов на дом. В 2020 году компания запустила агрегатор экспресс-доставки через свое приложение «Около». Уже в 2021 году такой подход к продаже стал важнейшим сегментом бизнеса компании.

«Мы видим, как быстро и повсеместно меняются сегодня сценарии и модели потребления. Цифровые сервисы прочно вошли в нашу жизнь… Запуск собственного агрегатора экспресс-доставки в рамках единого мобильного приложения позволит нам быть буквально около каждого из наших покупателей, на расстоянии одного клика», - комментирует Владимир Холязников, управляющий директор бизнес-единицы Х5 FoodTech.

Услуги по доставке продуктов «в течение часа» в 2019 г. были только в Москве и Санкт-Петербурге, но уже в этом году они начали работать и в других городах России. Например, «Самокат» (сервис быстрой доставки продуктов, входящий в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group) имеет свои дарксторы (склады для сборки товаров) в 22 городах страны.

«В 2020 году количество заказов в «Самокате» выросло в 18 раз, или на 30% месяц к месяцу. Мы открывали по 20-30 новых дарксторов каждые 30 дней. Во время самоизоляции сервис вырос в 3,5 раза. К концу 2020 года курьеры «Самоката» выполняли более 100 000 заказов каждый день», - сообщает retail.ru с ссылкой на исследование аналитиков «Самоката».

Исследовательское агентство Data Insight представило ежегодный рейтинг крупнейших интернет-магазинов в России за 2020 г. Лидером по темпу роста стала «Яндекс.Лавка» - основной конкурент «Самоката». Ее продажи в 2020 г. выросли в 47,5 раз — до 11,9 млрд руб. Количество заказов в «Лавке» выросло в 38 раз — до 13,7 млн, на 24% больше, чем в 2019 г.

Рынок доставки продуктов или онлайн-шоппинга достаточно популярен в странах Европы и Азии. Россия в этой тенденции, можно сказать, новичок, так как отстает от зарубежья почти на десятилетие. Вынужденная самоизоляция в период пандемии помогла бизнесу онлайн-доставки продуктов основательно развиться на российском рынке и вытолкнула его на новый уровень.

На основании приведенных исследований, можно утверждать, что раньше население пользовалось подобными сервисами изредка, в основном это была доставка готовой еды на дом, а сейчас интернет-пользователи гораздо чаще заказывают именно продукты.

Технологии и простота

X5 Retail Group в этом году открыла в Москве в Хорошевском районе второй инновационный магазин «Пятёрочка#Налету» с полностью автоматизированной системой покупок. Маркет работает круглосуточно и без персонала. Для входа в магазин нужно воспользоваться приложением «Пятёрочка налету». Система сформирует QR-код, по которому клиент сможет пройти в торговый зал, где отсканирует и купит выбранные товары с помощью телефона или на кассе самообслуживания.

«Вся магия – в простоте и естественности. Это просто свежие продукты на каждый день, просто чистый и уютный торговый зал, создающий приятное и спокойное настроение, просто действительно быстрые и удобные покупки», - комментирует Сергей Гончаров, генеральный директор торговой сети «Пятёрочка».

Подобный магазин есть и у торговой марки «Азбука вкуса», он расположился в «Москва-Сити». Для того, чтобы совершить покупку в супермаркете-роботе необходимо установить приложение «Take&Go».

Развитие магазинов будущего, безусловно, гарантирует России тестирование подобных технологий во многих сферах жизнедеятельности, а также – подъем на один уровень в сфере торговли со странами Европы. В США первый магазин аналогичного формата открыл Аmazon в начале 2018 года. На 2021 г. «Amazon Go» насчитывает 26 магазинов в 4-х городах страны.

Минусы

Переход на безналичные расчеты и бесконтактную оплату значительно упростили и ускорили покупки, это глобальный плюс для покупателей и равнозначно серьезный минус для продавцов.

В ходе цифровизации бесконтактных магазинов станет гораздо больше. В связи с этим популярные профессии будут невостребованными. В зоне риска – продавцы, кассиры. Вероятно, роботы придут на замену сортировщикам. Проблема безработицы может затронуть не только сферу обслуживания, но и такие профессии как бухгалтер, менеджер, оператор call-центра.

Через несколько лет до России дойдет технология распознавания лица покупателей, благодаря которой не придется пробивать товар на кассе: оплата автоматически спишется с карты клиента. Это подтверждает тот факт, что кассиры станут бесполезными. В Китае подобная система работает уже не первый год.

Несмотря на вымирание профессий, страна двигается вперед, что характерно постиндустриальному обществу. Онлайн-доставка – это просто и экономично. Заказывая продукты через интернет, можно экономить не только время, но и финансы. Подобные технологии – большой шаг в современную инновационную жизнь.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...