Создание единого Интернет-счетчика: с какой целью будет проводиться исследование российского Интернета, и какие данные будут собирать?

4 минуты

Автор: Виктория Лисунова

Совсем скоро в России появится единый Интернет-счетчик. Государство внедрят его для того, чтобы можно было измерять аудиторию веб-ресурсов. Центральное исследование аудитории российского Интернета будет использоваться информационными ресурсами, чтобы впоследствии передавать данные единому измерителю Рунета. Тем не менее, важно понимать, какие сайты будут передавать данные об аудитории, и какие сведения будут собираться.

Закон о внедрении Интернет-счетчика был принят в июне 2021 года. Он носит название федерального закона «о приземлении» крупных иностранных интернет-сайтов. Данный закон позволит властям выявить размер аудитории Интернет-компаний. Помимо этого он нацелен на то, чтобы иностранные компании с «крупной российской Интернет-аудиторией» открыли представительство в России, запустили на своем сайте форму обратной связи, соблюдали местные «требования, запреты и ограничения» и отвечали на обращения Роскомнадзора. Документ предусматривает поправки к федеральным законам «О СМИ», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

«Владелец информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, обязан обеспечить уполномоченной организации по исследованию объема аудитории возможность проведения исследований объема аудитории такого информационного ресурса, <…> путем установки <…> программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) путем предоставления уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных, необходимых и достаточных для проведения исследований», — говорится в законе.

Именно Роскомнадзор отвечает за составление списка так называемых IT-гигантов, к которым относят Интернет-ресурсы с посещаемостью более полумиллиона россиян в сутки. В перечень этого реестра могут попасть любые иностранные хостинг-провайдеры, операторы рекламных систем, а также «организаторы распространения информации» – под этим подразумеваются различные мессенджеры, социальные сети, блоги и форумы. Стоит отметить, что по российским законам размер аудитории напрямую влияет на статус и обязательства Интернет-компаний.

Под распространение этого закона, как говорилось выше, могут попасть совершенно разные сетевые ресурсы – исключений не предусмотрено. Владельцы сетевых изданий, новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов и других информационных ресурсов в интернете, распространяющих общедоступную информацию в свою очередь обязаны предоставлять данные, касающиеся аудитории или же устанавливать единый Интернет-счетчик. Суточная аудитория таких ресурсов может составлять около тысячи человек.

С 2017 года по заказу государства компания Mediascope поводит исследование аудитории телеканалов. Однако аудитория Интернета до сих пор остается мало изучена, несмотря на то, что существуют различные платформы с разными системами изменения ее аудитории – они являются недостоверными. В связи с этим власти хотят внедрить так называемый единый Интернет-счетчик, чтобы проводились кроссмедийные исследования предполагающие учет совокупной аудитории телевидения и Интернета.

Автор соответствующего законопроекта – депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин. По его мнению, во внедрении единого Интернет-счетчика прежде всего заинтересованы сами участники рынка, ведь отсутствие единой методики измерения сайтов вредит рекламодателям и производителям контента. Помимо этого в тексте закона говорится, что полученные данные будут применяться не только «при размещении на указанных информационных ресурсах рекламы», но и «в иных целях, установленных федеральными законами». Отмечается, что в Европе подобные системы давно действуют и успели себя зарекомендовать. В России же более прозрачная система оценки сетевых ресурсов, идентичная той, которую используют для изучения аудитории телевидения, может сделать рекламную индустрию Интернета гораздо прогнозируемой и эффективной.

«В России отчетность об аудитории интернет-площадок доступна из сильно разных источников. Проверить их данные невозможно, а значит, невозможно составить адекватное представление об аудитории того или иного события (сколько человек проконтактировало с тем или иным контентом в сети). Это вредит бизнесу — как рекламодателям, так и производителям контента. Государство тоже не видит, что происходит в этой сфере. С этим во многом связана проблема пиратского контента, который по-прежнему занимает значительную долю в медиа-потреблении россиян», — объяснил Горелкин в своем телеграм-канале.

Наверное, самый интересующий вопрос, какие же данные будут собирать? К ним будут относиться точное время посещения конкретного материала конкретным пользователем, тип используемого им гаджета и установленной там операционной системы, название и версия браузера или программы, а также идентификатор пользовательского оборудования и IP-адрес пользователя. Законопроект предусматривает, что исследовательская компания должна будет использовать данные, полученные от сайтов, только для проведения исследований объема аудитории, но не как не для распространения рекламы.

Роскомнадзор будет формировать реестр тех информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию. Стоит отметить, что сбор данных, осуществимый с помощью Интернет-счетчика, будет использоваться только в отчетах исследований – он не будут носить публичный характер. Тем не менее, у некоторых людей все же присутствует опасение, что может случиться утечка какой-то важной и конфиденциальной информации. Однако в законе говорится о том, что использование собираемых данных может быть только целевым. Под этим подразумевается измерение аудитории и связанные с этим исследования.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...