Цифровой этикет: как быть вежливым в сети

6 минут
Цифровой этикет: как быть вежливым в сети

Автор: Елизавета Журавлева

Нас с рождения учат манерам: как правильно вести себя в школе, в гостях или в кафе. Но сейчас стоит обратить внимание на цифровой этикет: как быть вежливым? Как вести переписку с друзьями или коллегами? И если на первые вопросы с легкостью отвечает светский этикет, который был создан около семи веков назад, то цифровой формируется прямо сейчас у нас на глазах. А в период самоизоляции эта тема стала как никогда актуальна.

Цифровой этикет – что это?

Под цифровым этикетом понимается свод правил поведения, которые нужно соблюдать в информационной среде. Основная идея заключается в том, что никогда не стоит забывать о вежливости, человечности, необходимо помнить, что по ту сторону экрана тоже находится живой человек с эмоциями и чувствами. Важно соблюдать и уметь различать сетевой этикет и этику. Этикет – форма поведения человека, которую мы используем в жизни, а этика – это совокупность моральных и нравственных принципов и нравов.

Позвонить или написать, вот в чем вопрос

Лучшим решением будет написать, потому что в наше время звонок по телефону воспринимается как вторжение в личное пространство. Иногда удобнее и быстрее ответить письменно, чем вести разговор.

  • Если вы контактируете с незнакомым человеком впервые, то для начала напишите ему на почту свое предложение. Письмо позволит собеседнику поразмыслить, понять кто вы и выбрать для ответа удобное время;
  • Есть исключения, когда человек специально оставляет свой контактный номер для связи, но если вы все же собрались позвонить, лучше согласуйте этот момент в письменном варианте, чтобы партнер мог спланировать время;
  • Предложите человеку приложение, в котором будет комфортно вести переписку, это может быть как WhatsApp или Telegram, социальные сети, так и обычная почта. Учтите мнение другой стороны;
  • Писать собеседнику в личные социальные сети некорректно. Многие заводят социальные сети для того, чтобы показать свою обычную жизнь, выложить фотографии из отпуска или любимого питомца, но никак не вести деловую переписку. Написав, например, в директ, вы можете поставить в неловкое положение не только владельца аккаунта, но и себя.

Полуночные сообщения – моветон?

Придерживайтесь правила писать на рабочие темы в рабочее время. Письменные сообщения, в отличии от звонков не требуют незамедлительного ответа, поэтому свободы и времени больше. Но необходимо учесть некоторые нюансы:

  • Ориентируйтесь на телефонный этикет: звоните или пишите только после 09-00 и не позже 22-00, во все остальное время это считается неприличным;
  • Даже если у вас есть важная информация, которую нужно сообщить – дождитесь утра. Не нужно отправлять ее в первом часу ночи, все равно ответ раньше утра вы не получите, а так вы своим уведомлением можете побеспокоить партнера;
  • Нет возможности ответить на письмо прямо сейчас? Не проблема! Дайте собеседнику понять, что вы увидели информацию и напишите, когда вы дадите свой содержательный ответ. Нет ничего хуже молчания или полного игнорирования.

Как вести деловую переписку?

Так как написание сообщений является главным инструментом в ведении деловой переписки, нужно соблюдать некоторые правила, чтобы показать свою интеллигентность и сделать общение комфортным для всех сторон.

  • Каждое письмо должно содержать тему, потому что иногда такие сообщения отправляются в спам. Новая тема – новая ветка. Не стоит писать всю информацию, которая не касается вопроса, в цепочку. Это может запутать диалог;
  • Называйте файлы понятно, чтобы собеседнику было проще найти их в потоке информации;
  • Не называйте свой рабочий почтовый ящик глупыми прозвищами hellokitty@ki.ru. Подобные названия совершенно не подойдут для решения важных вопросов. Лучше указать свое имя и фамилию, а на аватарку поставить свою фотографию;
  • Избегайте необычных и уникальных по вашему мнению приветствий. Корректнее будет написать «Здравствуйте» или «Добрый день/вечер». Излюбленное большинством выражение: «Доброго времени суток» не соответствует речевым нормам;
  • Не злоупотребляйте эмоджи или знаками препинания, например, восклицательными или вопросительными. У собеседника может сложиться впечатление, что вы эмоционально-нестабильны. Не выделяйте в сообщении каждое слово цветными маркерами;
  • Всегда перечитывайте сообщения, проверяя их на орфографию и пунктуацию. Письменная речь не всегда передает оттенок вашего голоса, поэтому даже самое безобидное высказывание может показаться вашему собеседнику достаточно резким. Не пишите в повелительном наклонении, а используйте принятые нормы вежливости, например, «Выполнить задачу важно до 30 марта», «Пожалуйста, исправьте недочеты», «Вы не могли бы прислать итоговый вариант завтра?» и другие.

Эмоджи и голосовые сообщения: главные враги делового общения

Мессенджеры считаются очень удобными ресурсами как для обычной переписки, так и для деловой. Но также собеседник может считать это личным пространством, в которое лучше не вторгаться.

  • Согласовывайте переход на мессенджеры с другой стороной;
  • Важные документы все равно лучше отправлять по почте. В чате можно задавать уточняющие вопросы или делиться процессом работы;
  • Голосовые сообщения только по договоренности или по просьбе человека. Старайтесь, чтобы сообщение состояло из 2-3 ясных предложений, или сопроводите его текстовым сообщением, в котором вы напишете, о чем вы собираетесь рассказать;
  • Не отправляйте гифки, открытки или смайлики человеку, с которым вы мало знакомы – это может выглядеть для него как фамильярность. Даже если вы прикрепляете в конец предложения смайлик, убедитесь, что он соответствует контексту сообщения.

Лайки от начальства или как сохранить личную жизнь, не потеряв репутацию

Некоторые компании проверяют социальные сети своих потенциальных сотрудников: с кем они общаются, чем увлекаются и как проводят свободное время. Благодаря этому  руководители узнают об опыте и профессиональных качествах человека.

  • У вас есть что-то, чем вы не хотите делиться со своим начальством или коллегами? Если ответ – да, то убедитесь, что ваша приватная информация скрыта для остальных посетителей вашего аккаунта;
  • Не высказывайтесь резко негативно на тему религии, политики или гендера. И ни в коем случае не публикуйте откровенные фото или видео – это может в корне подорвать вашу репутацию;
  • Не добавляйте коллег в чаты и не отмечайте их на фото без их разрешения.

«Вы говорите, я вас слушаю»: почему не стоит сидеть в телефоне во время разговора

Телефон в руке стал неотъемлемой частью рабочего процесса. Даже в таких мелочах будьте вежливы и осторожны.

  • Поставьте звук на минимум, чтобы поступающие уведомления или звонки не мешали коллегам;
  • Практикуйте «демонстративную невнимательность» и не засматривайтесь в телефон собеседника;
  • Не доставайте телефон, если никаких важных сообщений или звонков не ждете – человек может подумать, что наскучил вам своими разговорами, или вы сами не заинтересованы в общении.

Запомнив и соблюдая эти легкие правила, вы покажете себя воспитанным и тактичным человеком, с которым приятно не только общаться, но и сотрудничать.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...