Предложение вернуть продуктовые социальные карты поступило от Анатолия Аксакова, являющегося главой комитета ГД по финрынку. Инициатива по массовому внедрению подобной формы социальной поддержки возникла после того, как депутат ознакомился с планами калининградских властей. Там Алексеем Беспрозванным, местным губернатором, уже была анонсирована данная идея. Газета «МК» решила узнать у экспертов, нуждаются ли граждане в таких карточках и насколько возможно их введение.
В недалеком будущем жители Калининградской области будут получать соцкарты. В Госдуме предполагают, что такая мера поддержки может быть распространена по всей России. Аксаков назвал эту инициативу здравой, поскольку люди, которые испытывают нужду, будут уверены, что при любой жизненной ситуации их обеспечат минимумом необходимых продуктов и товаров.
Важно уточнить, что идею предложили неспроста. Согласно сведениям от Росстата, годовая инфляция в стране к 9 декабря достигла 8,76%. И правозащитники не забыли отметить два факта. Во-первых, продуктовая инфляция постоянно выше упомянутого показателя. К примеру, осенью текущего года картофель поднялся в цене в полтора раза, а по итогам этого октября пачка сливочного масла массой в 180 г подорожала в среднем на 24%, если сравнивать с аналогичным периодом за 2023-й. Во-вторых, больше всего ценовой прирост ощущается малоимущими, так как у них львиная доля трат приходится именно на продукты, в отличие от иных слоев населения.
Дмитрий Янин, будучи председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), напомнил, что в РФ уже не менее 15 лет ведется дискуссия о том, продовольственная инфляция бьет сильнее по бедным, чем по богатым. По его мнению, весьма очевидно при удорожании продуктов питания на 10% и выше в год задуматься над мерами по поддержке наиболее уязвимых граждан.
Впрочем, продуктовые карты, чтобы помочь малообеспеченным, выдают и в благополучных государствах. В качестве примера Олег Калманович, занимающий пост главного аналитика в Neomarkets, привел США. Американцы создали программу по льготному и нередко бесплатному приобретению продуктов. Она считается одной из самых крупных в области соцпрограмм, достигает порядка 125 долларов на человека и охватывает более 43 млн получателей. Не менее интересно и то, что в России несколько регионов хотели ввести аналогичные соцпрактики. Из данных Александра Сафонова, профессора из Финуниверситета при российском правительстве, следует: в некоторых городах Свободный, в Свободненском районе, ЗАТО Циолковский выдавали карточки на 2 тыс. рублей на человека и 4 тыс. на двух, если уровень дохода у них был меньше прожиточного минимума. Подобного рода эксперимент электронных сертификатов для получения продуктов в прошлом году был запущен в Ямало-Ненецком АО. Напомним, что данный механизм активно использовали в СССР.
Чтобы сформировать федеральную программу, надо четко понимать, сколько в стране проживает малоимущих и сколько денег из бюджета нужно. И хотя такие данные от Росстата имеются, эксперты заявляют: они не отражают всецело реальность. Янин уверен, что мера затронула бы около 18 млн человек. Им бы выделялось 100 рублей ежедневно, иначе говоря, 3 тыс. рублей ежемесячно, и тратить их разрешалось бы исключительно на еду. При таком раскладе из госказны пришлось бы направлять 720 млрд. Причем правозащитник считает, что это посильно для бюджета.
Разумеется, есть и иные расчеты, более смелые. Например, если в набор будут входить: хлеб, крупы, рыба, молоко, мясо, фрукты, овощи и детское питание, то корзина на одного обойдется в 5-6 тыс. в месяц. Тогда программа на 15 млн человек встанет бюджету в 900 млрд, а если получателей будет 20 млн, то расходы составят 1,2 трлн. А это 5-7% от федерального бюджета.
И все-таки ждать единых соцкарт не стоит, потому что в бюджете на следующий год нет соответствующих статей, а правительство не выступало ранее с аналогичными идеями. Пока данное нововведение можно представить лишь на региональном уровне.