Объективные новости через призму совести

В России отказались от идеи вводить сбор для пассажиров на случай банкротства авиакомпании

6 июля 2023
В России отказались от идеи вводить сбор для пассажиров на случай банкротства авиакомпании
Ранее стало известно, что Министерство транспорта решило вернуться к идее «Ростеха» о введении для авиакомпаний сбора на случай банкротства или отмен рейсов в экстренном порядке, написала газета «Коммерсантъ».

По данным «Ъ», Минтранс снова возвратился к идее о дополнительном сборе с авиапассажиров в процессе оформления билетов. Предлагается создать «резервный фонд по поддержке пассажиров» на тот случай, если авиакомпания вдруг обанкротится. Инициатива обсуждается с 2021-го года.

Еще в июне Минтранс информировал авиакомпании о проработке идеи «Ростеха» по созданию «национальной системы взаиморасчетов на воздушном транспорте». В основу ляжет АО «Авиагарант» – единый оператор. В качестве источника гарантийных резервов окажется регулируемый сбор, который будет взыматься в ходе оформления перевозки.

Одна из компаний топ-5 отметила: система взаиморасчетов уже есть – СВВТ. Ею управляет ТКП. Размер сбора составляет 185 рублей. Предложение «Ростеха» заключается в введении дополнительного сбора во время оформления перевозки, чтобы создать резерв, гарантирующий пассажирам возврат денег. Важно добавить, что ТКП и без того дает подобные гарантии, а дополнительный сбор в итоге лишь увеличит стоимость перевозки непосредственно для пассажиров.

Если в одной компаний предполагают, что сбор будет 150-200 рублей с пассажира, то в другой допускают перечисление в фонд в размере 300 рублей. По мнению источника, если создать фонд, то рост стоимости авиабилетов неминуем, впрочем, как и сокращение пассажиропотока. В результате это повлияет и на бизнес самих перевозчиков, и на авиапромышленности, поскольку заказов на новую авиатехнику отечественного производства будет в разы меньше. Еще одним источником газеты было подчеркнуто, что обязательства авиакомпаний, а также ответственность за их невыполнение прописаны в Воздушном и Гражданском кодексах.

Собеседник из «Ростеха» с этим не согласен. По его словам, цель у сбора состоит в том, чтобы пассажиру вернулись деньги за счет средств резервного фонда, если отменят рейс или перевозчик объявит о своем банкротстве. В заключение он заявил, что на сегодняшний день такого механизма не существует. Собеседник из Минтранса тоже дал комментарий. Он сказал, что действующий ФАМ-82 не предусматривает порядок действий при появлении финансовых трудностей у авиакомпании. Таким образом, фонд не только упростит, но и ускорит возврат денег, когда возникнет форс-мажор. Это позволит предотвратить повторение ситуации с «Трансаэро» или «ВИМ-Авиа». Тогда люди ждали возвращение своих денег не один год. Кроме того, это поможет уменьшить нагрузку на бюджет при массовых отменах рейсов, какие были в период пандемии коронавируса, или санкционных «вывозных» рейсах.

Юрист Uppercase Legal Валерия Досковских считает, что идею сбора можно назвать удобной исключительно при четком определении условий по вынужденным возвратам. В ином случае доказывать причины возврата придется через суд, а этот процесс весьма сложный и долгий.

Вечером 5 июля Минтранс РФ все-таки опроверг информацию об идее взимания дополнительных сборов с целью наполнения резервного фонда.


Возврат к списку