На прошлой неделе состоялось выступление главы «АвтоВАЗа», который предложил радикальную меру – повысить утильсбор для иномарок чуть ли не до миллиона рублей. В компании придерживаются позиции, что подобного рода изменение не только ограничит активную экспансию машин из КНР, но и, что не менее важно, позволит автомобилям российской сборки стать популярнее и опуститься в цене. Однако вопрос: останется ли в дальнейшем доступным для россиян самый массовый транспорт, остается открытым, передает «Прайм».
Предлагается уже в этом году повысить утилизационный сбор с текущих 300 тысяч до 550 тысяч рублей, через год – до 660 тысяч, а к 2029 – почти до одного миллиона. Затронет это автомобили, имеющие двигатель от одного до двух литров. По мнению Соколова, меры помогут обеспечить защиту отечественному рынку от конкурентов из Китая.
Опасность заключается в том, что когда партнеры с Востока оказываются в сегментах рынка, являющегося традиционным для российского производителя, они уже предлагают скидки, благодаря которым удается уничтожить разницу, созданную тем самым утильсбором. При таком раскладе российскому производителю тяжело конкурировать с китайцами, из-за чего он начинает настаивать на дополнительном прикрытии, щите.
Ранее Соколов неоднократно говорил про индексацию утильсбора, который ввели формально ради экологии.
Дмитрий Плеханов, занимающий должность аналитика в Институте комплексных стратегических исследований, в свою очередь, считает: положение «АвтоВАЗа» на внутреннем рынке нельзя оценить как критическое. Из-за ухода многих зарубежных конкурентов доля машин бренда LADA в продажах новых легковушек увеличилась до приблизительно 30%.
И хотя производителя можно понять, поскольку у отечественных предприятий растут издержки и никуда не исчезает необходимость в дополнительных расходах на перестраивание работы, чтобы адаптироваться к новым реалиям, но перекладывать расходы на потребителя и ограничивать импорт при дефиците предложения на рынке все же лучшим решением не назовешь, уверен Плеханов.
Однако сложившуюся в отечественном автопроме ситуацию, где доминирует импорт, а внутреннее предложение ограничено, сложно расценить как нормальную. Чтобы решить проблему, требуется введение мер по поддержке со стороны государства, которые будут направлены на загрузку действующих производственных мощностей в партнерстве с турками, индусами и китайцами. Причем речь идет о широком наборе как налоговых, так и финансовых стимулов для отечественных производителей и инвесторов из других стран. То есть нужно уделить внимание и производству конечной продукции, и локализации производства самих компонентов для авто.
Заградительные меры по типу предложенных, предполагает автоэксперт, в итоге нивелирует желание брендов из Поднебесной заниматься локализацией своих производств в России, а это негативно скажется на потребителях, так как сократится ассортимент в сегменте новых машин.