Объективные новости через призму совести

Кто виноват, что хочется нам кушать?

15 мая 2024
Кто виноват, что хочется нам кушать?

Автор: Игорь Тихомиров

Последнее время мы часто слышим  о регулярном повышении цен и о том, что те продукты, которые не так давно были для многих вполне доступны, постепенно переходят в разряд «только по праздникам», а то и вовсе выпадают из «потребительской корзины». Что касается непродовольственных товаров, то и тут покупательские возможности наших граждан сократились. И вместе с тем как цены неумолимо ползут вверх, многие теперь вынуждены переходить в своих предпочтениях от ранее доступных европейских товаров к более бюджетным маркам. 

В чем же причина таких перемен?

Трусливое бегство любимых зарубежных брендов из России и ввод ограничений на экспорт привели к дефициту привычных товаров. А применение вынужденных схем их ввоза по параллельному импорту привело к повышению стоимости.

И в это непростое в экономическом плане время для граждан России и нашей страны в целом принимается решение снизить порог беспошлинного ввоза посылок с 1000 $ до 200 $. Основные цели такого решения, конечно, благие – дать шанс для развития российским производителям и пополнить дефицит бюджета.

Но, как известно, у каждой медали две стороны.

Поэтому и результат принятого решения не заставил себя долго ждать. Многие маркетплейсы уже столкнулись с вынужденным повышением цен. Продажи стали падать, так как повышение цен, увы, не всегда сопровождается соответствующим ростом доходов населения.

В то же время снижение покупательской способности не самым благоприятным образом может отразиться и на экономическом развитии нашей страны. Комитет Госдумы по конкурентной политике обращался к руководителю Минэкономразвития с просьбой не понижать лимит. По мнению представителей комитета, «решение о снижении лимита беспошлинных покупок в зарубежных онлайн-магазинах и ввоза товаров с 1000 до 200 евро в действующих условиях ведения внешнеэкономической деятельности несвоевременным и нецелесообразным». Но решение принято, и как говорится - «фарш обратно не прокрутишь».

Что касается вопроса повышения ввозных пошлин, то здесь Эльвира Набиуллина, со своей стороны, рассматривала подобные действия скорее в качестве проинфляционного фактора. Так как, по мнению главы ЦБ РФ, «повышение цен на импортные товары может повлечь и рост цен на товары-аналоги, которые производятся внутри страны».

Но несмотря на большую работу по стабилизации российской экономики, цены, как и инфляция, пока продолжают расти. И розничные, и интернет-магазины вынуждены огорчать своих клиентов изменением цены в сторону ее повышения.

Однако будет ли справедливо всю вину перекладывать на маркетплейсы и только их винить в повышении цен? Да и Федеральная таможенная служба РФ, уже бывший глава которой не только поддержал идею с понижением беспошлинного порога, но и выступил за полную его отмену, вряд ли в ответе за принятие всех не до конца продуманных и подготовленных решений и нормативных актов. Правда и умалять заслуги таможенной службы в повышении цен на товары тоже не стоит. И связано это вовсе не с увеличением ввозных пошлин и понижением беспошлинного порога.

А Минтранс куда смотрел?

Наше издание уже не раз, и даже не два поднимало тему несовершенства Приказа ФТС №444, регламентирующего подачу электронной отчетности в таможенную службу складами временного хранения (далее - СВХ). 

Надо сказать, документ этот достаточно запутанный и для неподготовленного читателя вряд ли будет понятен. Поэтому, говоря простым языком, речь в нем идет о процедуре подачи некой отчетности по формам (ДО1, ДО2 и ДО3) какими-то СВХ в таможенную службу. А их - этих самых СВХ по последним данным, указанным на сайте ФТС РФ, на сегодняшний день (правда на сайте ведомства последние обновления информации по какой-то причине заканчиваются 02.06.2022 г.) числится 628 организаций.

И проблем при подаче отчетности в соответствии с Приказом ФТС №444  у СВХ после его принятия прибавилось великое множество. Особенно они затронули склады временного хранения, работающие в аэропортах и занимающиеся обслуживанием авиагрузов. О перипетиях одного из них речь и пойдет в нашем материале.

Если в вкратце, то без своевременной подачи отчетности по форме ДО1 грузополучатель не сможет подать свои документы в таможню для декларирования товара. Таможня не выпустит этот самый товар и его невозможно будет забрать со склада. А значит он попросту не поступит на прилавки магазинов и не появится на маркетплэйсах. Не особо разбираясь во всей этой процедуре и ее таинствах, можно подумать, что для грузополучателя все сложности заканчиваются в момент получения Уведомления о выпуске товара. Но это не совсем так, а вернее даже сказать – совсем не так. Дальнейшая процедура подачи отчетности владельцем СВХ, особенно в случае ее искусственного усложнения, также отражается на грузополучателе, а именно: на стоимости услуг по обслуживанию груза. Тут сразу уточним один очень важный момент: грузополучатели в своих отношениях с таможенной службой дело имеют с товаром, в то время как СВХ обрабатывают именно груз. И даже несмотря на все попытки таможенной службы без законных на то оснований в добровольно-принудительном порядке для подачи вышеназванной отчетности заставить СВХ груз в товар превратить, пока не увенчались успехом. Правда за отстаивание законных интересов грузополучателя (имеется в виду отказ сотрудников склада вскрывать грузовые места и проводить ревизию их содержимого) владельцам СВХ приходится дорого платить. Не имея достоверной информации о содержимом грузового места, СВХ не может полностью соблюсти все требования Приказа №444 по заполнению всей запрашиваемой таможней информации о грузе в отчете ДО1. На момент подачи ДО2 (при соблюдении таможней требований своего же Приказа и отправлении Уведомления о выпуске товаров) у склада появляется более подробная информация о грузе. Но из-за неясностей и противоречий в Приказе представители бизнеса так до конца и не поняли, должны ли, по мнению таможни, отчеты ДО1 и ДО2 соответствовать друг дугу. В то время как внесение исправлений в ДО1 после получения Уведомления о выпуске Приказом №444 почему-то не предусмотрено. А не повторить в отчете ДО2 информацию, полученную от таможенной службы, чтобы (непонятно зачем) ей же ее и переслать обратно, никак нельзя. Подобные ошибки заканчиваются вынесением Протокола, а затем штрафом. И это мы описали самую простую ситуацию, с которой ежедневно при подаче сотни отчетов сталкивается СВХ. А что делать, если таможня просто забыла или из-за очередного выхода из строя самых надежных таможенных систем не смогла отправить Уведомление, или ввиду объективных причин, не зависящих от СВХ, у склада отсутствует возможность разложить товары, указанные в отчете ДО1 по отчетам ДО2? Правильно, получать Протокол и платить штраф. И тут возникает вполне резонный вопрос: а за чей счет этот банкет? На кого лягут излишние расходы по обслуживанию груза? По всей видимости, они просто впоследствии будут учтены в тарифах СВХ. И далее не трудно догадаться, что это не самым благоприятном образом отразится на конечной стоимости товара, а следовательно, и кошельке покупателя. Вот Вам и еще одна причина, дорогой читатель, почему так быстро растут цены.

Но неужели никто не несет ответственности за последствия недоработки Приказа ФТС №444? И Минтранс, вынося свой вердикт относительно законности проекта документа, даже не удосужился ознакомиться с его содержимым, провести экспертизу и оценить возможность его применения с учетом технологий производственного процесса организаций, которые обязаны неукоснительно выполнять прописанные в нем требования?

Конечно, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Но как тогда можно объяснить не только несоответствие Приказа международному и российскому законодательству, но и даже ссылкам на Приложения самого документа? Выходит, Минтранс так и не смог найти времени для его прочтения?

И только Верховный суд РФ спустя пять лет выявил вышеназванные несоответствия. Ознакомившись с материалами дела и внимательно изучив содержание Приказа №444, в своем решении Высший судебный орган нашей страны не только частично удовлетворил требования грузового терминала, обратившегося с административным иском в защиту своих нарушенных прав и законных интересов, но и нашел в документе элементарные технические ошибки.

Так по какой же причине госорган, основными задачами которого, кроме всех прочих, являются:

- контроль в пределах своей компетенции исполнения законодательных и иных нормативных правовых и нормативных технических актов,

- анализ практики их применения в транспортном комплексе

- и на его основе разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации,

так и не снизошел до изучения текста Приказа не только до его принятия, но и даже спустя время, когда участники ВЭД неоднократно сообщали о его недоработке и о проблемах, с которыми вынуждены регулярно сталкиваться в связи с его применением? Вопрос остается открытым…

«Макарошки» всему голова

А может быть представители Министерства транспорта РФ оказались более дальновидными. Поэтому, предвидя предстоящие трудности, заранее стали готовить участников внешнеэкономической деятельности к преодолению препятствий и препонов в работе? И только благодаря предприимчивости веселых и находчивых руководителей вышеназванного ведомства наша страна смогла с такой легкостью преодолеть последствия санкционного давления? А организации, деятельность которых регламентирует вышеназванный «умышленно» недоработанный Приказ, и от бесперебойной работы которых в наше время зависит стабильное развитие российской экономики, были таким замысловатым образом подготовлены к противостоянию оголтелому Западу?

И может то, что Приказ, не соответствующий международному и российскому законодательству, ведомство пропустило, так и правильно сделало. Нечего вражеское законодательство международное соблюдать. Ну, а российское (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ, Воздушный кодекс РФ, Федеральные авиационные правила и т.д.) просто за компанию под раздачу попало. Всех последствий сразу и не учтешь, когда дела государственной важности порешать надо.

Ведь не могло же столь серьезное и ответственное Министерство просто не найти времени, сил и возможностей, чтобы ознакомиться с документом, регламентирующим деятельность подконтрольных ему организаций, и так халатно отнестись к своим прямым обязанностям? А значит все по уму было сделано. А трудности, как известно, только закаляют.

Но как известно, ни одно «благое» дело не остается безнаказанным. Вот и в нашем случае «неблагодарный» СВХ подал в суд на ФТС, требуя отмены, по их мнению, незаконно выписанных Протоколов. А также обратился с жалобой в Министерство транспорта РФ.  Арбитражный суд Московской области в свою очередь, ознакомившись с материалами дела, встал на сторону истца, признав, что «действующим приказом ФТС…№444 не урегулирован порядок заполнения отчетности владельцем СВХ с учетом вышесказанных особенностей».

Говоря простым языком, суд подтвердил, что Приказ ФТС, действительно, противоречит Российскому законодательству.

Но разбирательства продолжаются. И последняя точка в этом вопросе еще не поставлена. Видимо, и Высший судебный орган нашей страны при подготовке своего Решения надеялся на благоразумие таможенной службы и поэтому оставил ей возможность самостоятельно учесть все проблемные вопросы применения вышеназванного Приказа и внести в него соответствующие правки. К слову говоря, в настоящее время Приказ уже находится на стадии доработки, но с окончательной версией ознакомиться пока не представляется возможным. И на время совершенствования документа применяется его старая версия, даже несмотря на найденные в нем недочеты и противоречия законодательству.

Что касается таможенной службы, то ей, видимо, пока некогда заниматься такими вопросами, как устранение своих же собственных недоработок. Есть дела и поважнее – эксперименты разные придумывать и пытаться СВХ заставить в них участие принимать. Ну чтоб не расслаблялись и не забывали, кто в доме хозяин.

Вот только гражданам нашим, если так и дальше пойдет, и руководители ведомств креативить не перестанут, видимо, только и останется, что с присущей чиновникам беззаботной легкостью потуже затянуть пояса, запастись палочками и перейти на китайскую лапшу. Быстро и питательно. А главное, очень экономно.

Да и саратовский экс-министр занятости, труда и миграции в свое время советовала нашим гражданам присмотреться к «макарошкам», чтобы быть здоровее и стройнее. А то, что народ ее предложение в штыки принял, и за такую заботу о гражданах министр даже должностью поплатился, так это потому, что живем мы с ними – депутатами, министрами и другими большими чиновниками на разных планетах. Поэтому и говорим на разных языках.

Как ранее сообщалось на страницах КП, еще Георгий Данелия подметил в своей картине «Киндза-дза» «неземное» происхождение подобных чиновников, которые «на своей планете живут, родной», и видимо, поэтому так далеки от простых потребностей землян.

Надо сказать, что журналисты – ребята вообще достаточно язвительные, а в силу своего простого землянского происхождения, не всегда до конца понимают высокие инопланетные идеи сильных мира сего. Вот и на этот раз вместо того, чтобы с должным подобострастием отнестись к столь гениальной идеи госпожи Соколовой о вполне реальном месячном бюджете в 3,5 тыс. рублей, стали язвить и с присущим им – папарацци сарказмом, цитировать слова какого-то там депутата о том, что «питание ослика из ленинградского зоопарка стоит 10 600 рублей в месяц, хорька – 2700» (видимо, народ в своих потребностях, по мнению Соколовой, к хорьку как-то ближе и даже до ослика пока не дотягивает).

А ведь сколько мудрости сокрыто в идеи саратовского экс-министра?! Только вдумайтесь, сколько женщин в России мечтают всего за месяц лишний вес потерять? А благодаря столь рационализаторскому предложению и семейный бюджет целехонек останется, и минус калории.

Правда сама госпожа Соколова так и не смогла найти в себе силы и поучаствовать в предлагаемом эксперименте – прожить на одних «макарошках» месяц. Статус, видимо, у нее не тот. Да и разве такое инопланетным существам под силу?

Лишь только один депутат решил ненадолго снизойти до простых землян и на своем собственном опыте показать, что без качественного рациона в питании можно не только вес потерять, но и здоровье в жертву эксперименту принести. А лечение в наши дни, ой, как дорого стоит.

Справедливости ради надо сказать, что последнее время в нашей стране ведется достаточно активная работа по выявлению «великих комбинаторов» в чиновничьих кругах. Только в одной таможенной службе за 9 месяцев 2023 года по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов следственными органами возбуждено 90 уголовных дел в отношении 54 должностных лиц таможенных органов. Не смогли избежать ответственности и высокопоставленные таможенные чины. Но работа еще предстоит серьезная. И будем надеяться, что со временем ни одно «рационализаторское» решение, а уж тем более с таким «креативным» уклоном, не избежит заслуженной «благодарности».

Иначе при такой бурной креативности в высказываниях и предприимчивости в действиях наших чиновников скоро и «макарошки» мы сможем позволить себе разве что по праздникам. Либо придется довольствоваться теми, что накопились за долгие годы на «сложном органе, предназначенном для восприятия звуковых колебаний».


Читать все материалы