Автор: Миллер Александра
Когда экономика страны сталкивается с трудностями и нестабильностью, государство вынуждено принять непопулярные меры для стабилизации ситуации. Нередко страдает малое и среднее предпринимательство (МСП), финансовую поддержку которого урезают. Каковы же будут последствия подобного решения?
Начнем с главного вопроса – денежного. На федпроект «МСП и поддержку индивидуальной предпринимательской инициативы» в последующие шесть лет власти собираются выделить бюджетных 329,5 млрд рублей. Кажется, эта сумма и без того огромная? Но в предыдущую шестилетку, в 2019-м, в бюджет было заложено на поддержку предпринимателей куда больше – 416,2 млрд. Следовательно, на этот раз сократить помощь решили на 21%. А если учесть неостанавливающуюся инфляцию, то она окажется еще скромнее.
Тут стоит уточнить: данный нацпроект действует до 2024-го, а со следующего года он станет федеральной программой, входящей в крупный нацпроект. Однако его финальные параметры остаются пока неизвестными. Понижение с «ранга» национального до федерального, скорее всего, связано с желанием сделать перебрасывание ресурсов между разными федпроектами более гибким.
Эксперты утверждают, что такая оптимизация нужна из-за дефицита бюджета. Меры поддержки, в свою очередь, сосредоточат на приоритетных отраслях. По документам, основную сумму расходов (238,4 млрд) по федпроекту до 2030-го отправят на льготные инвесткредиты МСП в различных отраслях, в том числе IT, общепит, обрабатывающие производства и гостиницы. Часть трат пойдет на субсидирование займов, полученных до 2025 (148 млрд), а остальные деньги – на новые выдачи по совмещенной программе.
Если вдаваться в подробности, то изначально Минэк пытался запросить 600 млрд на федпроект при базовом сценарием и 500 млрд при консервативном. Однако Минфин и вовсе оценил поддержку в два раза ниже!
Первоочередно сокращение затронет программу «1764» – одну из двух программ льготного кредитования для МСП, которая отличается востребованностью и эффективностью. При текущей высокой ключевой ставке данная мера встает в неприличную копеечку, поэтому ее и хотят свернуть. Вместо нее оставляют совмещенную программу.
Для экономики:
При сокращении поддержки происходит ряд весьма реальных вещей. Например, снижается деловая активность. Также увеличивается конкуренция. Малые и средние предприятия поигрывают более крупным игрокам, что может привести к снижению их доли на рынке. Еще сократятся инвестиции в МСП, а это замедлит развитие как новых предприятий, так и инноваций. В конце концов, увеличиваются риски. Они могут быть связаны и с финансовыми сложностями, и с изменение законодательства, и т.д.
Для россиян:
Разумеется, сокращаются рабочие места, соотвественно, растет безработица и снижаются доходы населения. Затем ухудшаются условия труда, ведь предприятиям надо уменьшить затраты на персонал. Впоследствии увеличивается конкуренция за оставшиеся рабочие места, снижается уровень заработной платы.
Без поддержки компании повышают цены на товары и услуги, а это приводит к тому, что они становятся менее доступными для граждан. В конечном счете растет социальная напряженность и недовольство людей.
Экономический оплот
Разве МСП не играют важную роль для экономики страны? По статистическим данным, такие предприятия живут максимум шесть лет. В США они открываются и закрываются с периодичностью в год. Для развитых стран – это норма, поскольку предприятий открывают больше, следовательно, данный факт не оказывает значительного влияния на экономику. На долю среднего бизнеса приходится серьёзная часть производства нацэкономики. Его участие в формировании ВВП – от 65 до 75%.
Впрочем, в РФ их учатие не столь огромно: число зарегистрированных МСП составляет примерно 5,6 млн. Иначе говоря, их вклад в валовый продукт поднялся только до 20-21%. Тем не менее сегодня уже никто не отрицает необходимость их господдержки и развития. И все же трудные времена требуют принимать решений.
К примеру, ссуды сегодня выдаются предпринимателям в среднем под 20-40% годовых. Без льготных программ объёмы выдач ощутимо бы упали, замедляя темпы инфляции. И хотя сумма недостаточно высокая для поддержки при активном процессе импортозамещения, на фоне экономического перегрева снижение финансирования – необходимый шаг, считает Владимир Чернов, будучи аналитиком Freedom Finance Global.