Автор: Виктория Лисунова
Ежегодно ЕГЭ и ОГЭ подвергаются изменениям. Иногда нововведения могут касаться исключительно конкретных предметов или заданий, а иногда и целиком затрагивать форму сдачи экзаменов. Стоит понимать, что подобные решения не принимаются на пустом месте, они предварительно обсуждаются с экспертами, проводя оценку возможных преимуществ и недостатков.
Вопрос об изменениях в процедурах проведения ОГЭ и ЕГЭ из года в год требует внимательного рассмотрения. Системы образования постоянно эволюционируют, и в их рамках обновляются федеральные государственные образовательные стандарты. Эти стандарты определяют, какие знания и умения должны приобретать учащиеся на различных этапах обучения. Поскольку учебные программы обновляются в соответствии с современными научными, культурными и социальными требованиями, необходимо и обновление экзаменов. Это гарантирует, что они адекватно будут отражать уровень подготовки учащихся и соответствовать современным требованиям к знаниям и навыкам.
Кроме того, процесс реформирования экзаменов позволяет реагировать на выявленные проблемы, такие как низкая объективность оценки, недостаточная сложность или, наоборот, избыточная трудность отдельных заданий. Постоянный мониторинг, анализ результатов и процедуры проведения экзаменов предоставляют возможность не только корректировать их структуру, вводить новые формы заданий и улучшать критерии оценивания, но и изменять форму сдачи, обеспечивая тем самым большую прозрачность и справедливость для выпускников. Сегодня мы расскажем о возможных реформах итоговых экзаменов.
Необходимость учитывать результаты ОГЭ
Результатам основного государственного экзамена (ОГЭ) захотели «придать определенную значимость». Об этом заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский. Напомним, что ОГЭ сдают выпускники 9 классов, то есть те, кто заканчивают среднюю школу. После ее окончания перед учениками встает выбор — пойти получать образование в другое учебное заведение (колледж или техникум) или же продолжить обучение в 10 классе. При этом набранные баллы на ОГЭ в этом вопросе сегодня не играют никакой роли, главное — перейти порог. Вероятно, если соответствующее нововведение будет принято, то школьники начнут лучше учиться и, соответственно, качественней готовиться к итоговой аттестации.
Проведение экзаменов в электронном формате
Прозвучала и идея о том, чтобы начать проводить ЕГЭ и ОГЭ в электронном формате. С одной стороны это может упростить процесс проверки и оценки, так как компьютерные программы могут быстро проверять тестовые задания, что сокращает время на выставление оценок и уменьшает вероятность человеческой ошибки, а также позволит интегрировать мультимедийные элементы (видео, аудио, анимации), что может сделать экзамены более интересными и понятным для учащихся. Однако любая система может столкнуться с техническими проблемами — от отказа оборудования до программных ошибок. Кроме того, кто-то и вовсе может воспользоваться такой мерой и перехитрить систему, получив каким-то образом на электронное устройство ответы.
Демоверсии экзаменов — сохранить или оставить?
Захотели отменить и публикацию демонстрационных вариантов КИМ (контрольно измерительных материалов), обосновывая это тем, что в таком случае может появиться возможность проверить реальные знания школьников. Но как быть, если иногда знания, требующиеся для выполнения того или иного задания экзамена, не дают на обычном школьном уроке? Иногда на некоторые темы просто не отводится время в школьной программе. Поверьте, такое и вправду случается, поэтому демоверсии очень выручают в этом вопросе. Позднее, как вы уже могли понять, от этой идеи отказались, придя к заключению, что отмена публикации может негативно сказаться на сдаче.
«Если не будет демоверсии, ученик не будет представлять, какого типа задания в принципе могут быть на экзамене, а это может привести к дифференциации не по уровню знаний, а по тому, знаком ему этот формат задания или нет», — пояснил доцент кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков МПГУ Алексей Конобеев.
Проверка экзаменационных работ с помощью ИИ
ИИ в ближайшем будущем может затронуть в том числе и процесс сдачи итоговых экзаменов, но пока что полностью доверить ему проверку ответов воздерживаются. Ведь автоматизированные системы проверки могут не учитывать креативность и оригинальность подхода ученика к решению задач — это может привести к занижению оценок.