Объективные новости через призму совести

Закону вопреки

24 января 2024
Закону вопреки

Автор: Игорь Тихомиров

В конце 2023 года Арбитражный суд Московской области признал незаконными действиями Шереметьевской таможни в связи с правоприменением недоработанного и противоречащего международному и российскому законодательству Приказа ФТС РФ от 18 марта 2019 г. № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения …», регулирующего способ представления отчетности владельцами складов временного хранения (далее-СВХ ) и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности. 

Ранее наше издание уже освещало наболевшую проблему участников ВЭД и владельцев СВХ в аэропорту Шереметьево. Но до поры до времени сотрудники Шереметьевской таможни и слышать ничего не хотели об изъянах документа, на который они с таким энтузиазмом ссылаются при вынесении Протоколов. Причем у многих уже даже начало складываться мнение, что такая «преданность» таможенников своему подзаконному акту связана вовсе не с желанием не допустить правонарушения и защитить государственные интересы при прохождении таможенных процедур. И хотя в это практически невозможно поверить, но начинает даже закрадываться подозрение о коррупционной составляющей в действиях некоторых недобросовестных контролеров, которые вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности по выявлению реальных контрабандистов и других правонарушителей, все свое время тратят на то, чтобы сравнивать цифры, буквы и разновидности перевода в отчетах добросовестных владельцев СВХ.

Чтобы у читателя было более четкое понимание всей абсурдности ситуации сообщим, что сведения, в которых сотрудники Шереметьевской таможни так старательно ищут ошибки, таможней же и направляются в СВХ в «Уведомлении о выдаче товара». А посему ей давно уже известны. Но любую неточность в их перепечатке таможенники, по всей видимости, расценивают не иначе как желание владельцев СВХ совершить преступление контрабандистской направленности. Видимо, поэтому и бросают доблестные блюстители таможенного порядка все силы на поиск этих самых ошибок и вынесение Протоколов. А иначе как еще можно объяснить то, что вместо выполнения своей основной цели в соответствии с законом (п.3 ст. 1 от 03.08.2018 ФЗ-289) - обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников ВЭД, сотрудники Шереметьевкой таможни всеми силами пытаются этим самым участникам усложнить жизнь, затрагивая их права и законные интересы и увеличивая административную нагрузку на бизнес-сообщество. Причем в качестве оправдания своих действий всегда ссылаются на недоработанный Приказ (под кодовым названием «три четверки»).

В то же время анализ данного нормативного акта и судебное решение Арбитражного суда Московской области уже показали, что приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444 не соответствует федеральному законодательству РФ и в частности Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, а следовательно, на наш взгляд, требует незамедлительной отмены на время его доработки, а по делам об административных правонарушениях, возбужденных на его основании, - прекращения производства.

В оправдание вышесказанному сразу сообщим читателям, что в силу их незаконности подавляющее большинство дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении СВХ, о котором идет речь в нашем материале, были им оспорены. И по результатам судебных разбирательств значительная часть постановлений Шереметьевской таможни признана незаконной и отменена. И это легко объяснимо, так как в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в Российскую Федерацию и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации». При этом «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц».

В то же время Приказ №444 содержит достаточно большое количества противоречий и неясностей. 

Суд также посчитал, что «действующим приказом ФТС…№444 не урегулирован порядок заполнения отчетности владельцем СВХ …».

Так, в соответствии с Приложениями вышеназванного Приказа владельцы СВХ обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенном контролем и представлять отчеты по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 в таможенный орган с обязательным заполнением всех граф. Отчеты подаются в электронном виде. Но основная проблема заключается в том, что при заполнении отчета ДО-1 (принятие товара на хранение) СВХ может руководствоваться только информацией, полученной из перевозочных документов. И ее недостаточно для заполнения всех граф. Запрашивать у перевозчика или грузоотправителя более полную информацию, как и самостоятельно вскрывать грузовые места и осматривать товар, который в них содержится, СВХ запрещено все тем же Приказом №444, так как он лишь отвечает за целостность и сохранность груза.  В то же время Уведомление владельца СВХ о регистрации документов, полученное от таможенных органов, также во многих случаях не содержит всей запрашиваемой в отчете информации, хотя должно содержать еще и ссылку на определенную строку ДО-1. Но не содержит.

Таможенная служба со своей стороны полагает, что отсутствующую информацию, необходимую для исполнения требования Приказа №444 по заполнению всех граф отчета, владельцы СВХ должны запросить в рамках гражданских взаимоотношений у отправителя или получателя товаров.  Вот только российским и международным законодательством не предусмотрено требование к перевозчику указывать полную информацию о грузе (полное наименование, коды ТНВЭД, стоимость груза).

Так, Монреальской конвенцией, имеющей преимущественную силу перед любыми правилами, применяемыми к международной воздушной перевозке, не предусмотрено указание в товаросопроводительных документах сведений о коде ТНВЭД и стоимости груза, а максимальный объём сведений ограничен указанием характера груза и его веса.

Согласно стандартам ИАТА по заполнению авианакладной (Резолюции 600А Авианакладная), являющейся перевозочным документом, из которого при заполнении ДО-1 СВХ только и может получать информацию о грузе, к авиаперевозчикам не предъявляются обязательные требования по указанию полного наименования груза, а также кода ТНВЭД и стоимости для таможни.

Также стоит отметить, что при воздушных грузовых перевозках не предусмотрено использование инвойсов в качестве товаросопроводительных документов, как, например, при автомобильных перевозках.

Что касается российского законодательства, то правила воздушных перевозок грузов регламентируются Федеральными авиационными правилами, согласно п.210 которых «груз выдается грузополучателю на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной».

В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод, что владелец СВХ просто не имеет законного права запрашивать и требовать у авиаперевозчиков или грузоотправителей информацию о точном наименовании груза, коды ТНВЭД и его стоимость.

Следовательно, владельцу СВХ фактически неоткуда получить полную информацию о грузе при заполнении отчета ДО-1, если только грузоотправитель сам не захочет ее предоставить. А как показывает практика, редко какой грузоотправитель готов делиться коммерческой информацией.

Но это не единственная проблема, с которой вынуждены сталкиваться СВХ. Дело в том, что наименование товара в отчетах в таможенный орган должно указываться в соответствии с перевозочными документами. И в случае международной перевозки – это авианакладная, а сведения указываются на английском языке. Причем в соответствии со стандартами ИАТА по заполнению авианакладной, наименование не может превышать 20 символов.

Отчет в таможенный орган подается на русском языке, а следовательно, информация из авианакладной (наименование товара) необходимо перевести. Но одно и то же наименование возможно перевести с небольшими отличиями, а в связи с тем, что в Приказе№444 отсутствуют какие-либо требования к переводу, таможенники и в этом случае стараются изо-всех сил найти «ошибки» и «несоответствия» в переводе на основании, видимо, своих лингвистических познаний в английском языке. Кроме того, при декларировании товара декларант сообщает в таможню полные сведения о товаре, а следовательно, и его наименовании. И ранее указанное в отчете ДО-1 сокращенное наименование, например, «ЗАПЧАСТИ, ОБОРУДОВАНИЕ» из авианакладной, может в Уведомлении из таможенной декларации о выдаче товара, пересылаемом таможенной службой, обрасти подробностями и уже звучать как «АППАРАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДЛЯ КОММУТАЦИИ И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ».

При этом таможенная служба требует при заполнении отчета ДО-2 (выдача товара) в обязательном порядке перепечатывать сведения уже известные таможне из Уведомления из таможенной декларации.

(А бывают случаи, когда Шереметьевская таможня не отправляет Уведомление совсем или присылает с неполной информацией, сама при этом нарушая требование п.12 Приложения 1 заветного Приказа №444,  в соответствии с которым таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ, должен в течение 1 часа с момента оформления документов направить владельцу СВХ уведомление, содержащее наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров.

Но даже в этом случае за отсутствие полной информации в отчете владельцу СВХ грозит возбуждение административного дела и вынесение Протокола. И несмотря на то, что таможенному посту доподлинно известно, что взять эти самые сведения (кроме как из Уведомления, присылаемого таможней из ТД) СВХ больше просто неоткуда, так как редко какой отправитель их указывает в перевозочных документах, а вскрыть грузовое место и покопаться в нем сотрудникам склада запрещено таможней, ответственности с СВХ, по мнению таможенников, эти «незначительные» обстоятельства не снимает).

И в этом случае даже суд уже признал действия таможенников незаконными, так как согласно ч. 4,5 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ  «никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах», а «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц».

Груз - не товар, товар – не груз

Ранее принятые и действующие правовые акты учитывали особенности технологического процесса обслуживания СВХ именно авиагрузов. Так, в Приказе ГТР России от 03.09.2003 г. №958 были предусмотрены отдельные формы отчетности именно для владельцев СВХ, ведущих свою деятельность в аэропорту. А в Приказе ФТС России от 29.12.2012 г. №2688, предусматривался ряд исключений и особенностей для заполнения форм отчетности СВХ, обслуживающих авиагрузы.

Но при принятии нового Приказа №444 высокие умы не сочли нужным обращать внимание на такие мелочи как кардинально отличающиеся особенности процесса обработки груза, доставляемого воздушными судами, автомобилями, водным транспортом или железнодорожным. И все формы просто унифицировали, поставив всех в равные условия при заполнении отчетности. Также новоиспеченные законодатели не обратили внимание и на различия в толковании таких понятий как «груз» и «товар» в нормативных актах, регулирующих таможенный контроль и воздушные перевозки. В то время как склады временного хранения в аэропортах в соответствии с международным и российским законодательством работают исключительно с грузом и превращать его в товар (по собственному желанию вскрыть коробки грузоотправителя и порывшись в них определить, какой товар там лежит) не имеют права. И в Воздушном кодексе РФ, и в Федеральных авиационных правилах (о существовании которых по неведомой причине законодатели просто забыли при разработке Приказа №444) применяется исключительно понятие «груз». Поэтому речь в этих документах идет о правилах доставки, хранения и выдачи именно «груза». И в соответствии с этими законами перевозчик обязуется доставить грузополучателю именно груз, как и владелец СВХ должен обеспечить хранение и выдачу именно груза, а не поштучно товара из вскрытых и развороченных грузовых мест.

В свою очередь в Таможенном кодексе ЕАЭС (далее-ТК ЕАЭС) используется понятие «товар», правда в понятии – «любое движимое имущество». Но, если в Приказе №444 слово «товар» заменить на «любое движимое имущество», получится полный абсурд. А следовательно, в ТК ЕАЭС это понятие является общим. В то же время авиационный груз является подмножеством понятия «товар» в том понимании, которое заложено в таможенном кодексе. И он, а также технологические процессы работы с ним имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому было бы более разумно, а главное - понятно, если бы при описании процедур оформления и подачи отчетности по авиагрузам в Приказе№444 использовалось именно понятие «авиационный груз», а не общее – «товар».

Но так как Приказ №444 никоим образом не объясняет действия в связи с неопределенным толкованием этих понятий, представители Шереметьевской таможни решили, видимо, воспользоваться этой правовой «ловушкой» и использовать ее в своих интересах, безжалостно выписывая Протоколы без вины виноватым СВХ, и требуя от них невыполнимое.

Видимо, и на этот раз таможенники не сочли нужным заглянуть в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ и ознакомится с ч. 1 ст. 8, в соответствии с которой  «положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в Российскую Федерацию и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации». А также с п. 3 ч. 2 ст. 8, которая гласит, что «нормативный правовой акт Российской Федерации в сфере таможенного регулирования признается актом, не соответствующим настоящему Федеральному закону, если такой акт противоречит международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования».

Но на что сотрудники Шереметьевской таможни совсем забыли обратить внимание (а напрасно), так это на то, что их действия начинают уже попадать под нарушение законодательства о коррупции.

Так, из Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ во взаимосвязи с частью 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что в целях принятия мер по профилактике коррупции, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

А это уже совсем другой расклад. И ответственность за подобные деяния куда более серьезная. Причем незнание закона, как известно, вовсе не освобождает от ответственности.

Быстро, удобно, безопасно?

В связи со сложившейся ситуацией и нездоровой практикой Шереметьевской таможни искусственно создавать препоны в работе СВХ, давно уже хотелось спросить у руководства таможенной службы РФ, понимают ли они, что, увеличивая время обслуживания груза и административную нагрузку на СВХ, сотрудники Шереметьевской таможни (скорее всего, конечно, по недомыслию, а не умышленно) способствуют дефициту товаров и повышению их стоимости? И тем самым наносят серьезный ущерб экономике России?

Но каково же было наше удивление, когда в поисках ответа на эти и другие наболевшие вопросы на сайте Таможенного форума-2023, на котором, на наш взгляд, и должны решаться все проблемные вопросы, связанные с деятельностью таможни, мы обнаружили информацию, что в рамках Таможенного форума уже самими таможенниками затрагивалась тема ускорения трансграничных операций. И что таможенное оформление грузов на пересечении границ является одним из «приоритетных аспектов государственной повестки в текущих геополитических условиях». А «в условиях активного роста объемов грузов на пространстве ЕАЭС и со странами АТР развитие технологий для ускорения оформления грузов, единый обмен данными для всех участников логистической цепочки, а также признание таможенных документов между странами – основными партнерами России – обретают все более актуальный характер».

Так, если тема поднималась, почему решение не было найдено? А противоречащий закону Приказ №444 продолжает действовать и не был отменен на время его доработки?

Но даже несмотря на понимание таможенниками того, что «эффективное ведение внешнеэкономической деятельности в условиях мировой экономической волатильности должно быть основано на согласованном взаимодействии государства и бизнеса, что позволит оперативно реагировать на негативные воздействия и преодолевать барьеры, создаваемые недружественными государствами в отношении российских хозяйствующих субъектов», но по результатам проведенного мероприятия видимых изменений в решении наболевшей проблемы не произошло. А наши вопросы, впрочем, как и всегда, остались без ответа. Как говорится: без комментариев и до новых встреч, друзья…


Читать все материалы