Автор: Максим Мельник
Дорожно-транспортный травматизм – проблема, с которой борются страны по всему миру уже не первый год. Для России происшествия на дорогах – тоже наболевшая тема. Однако реально ли свести до минимума или даже до нуля смертность от ДТП? И если да, то как этого достичь?
Насколько велики масштабы бедствия?
В результате дорожно-транспортных происшествий ежеминутно умирает два человека, ежегодно – 1,19 млн человек. Свыше половины всех случаев ДТП со смертельным исходом приходится на самых уязвимых участников движения: пешеходов и тех, кто за рулем велосипеда, мотоцикла или самоката. Кроме того, именно травматизм на дороге – основная причина смерти среди детей и молодежи от 5 до 29 лет. Порядка 20-50 млн. человек получают несмертельные травмы, но нередко они становятся причиной инвалидности. Мужчины погибают втрое чаще, чем представительницы прекрасного пола.
Поговорим о России. Ожидается, что к 2030-му году смертность уменьшится в 1,5 раза по отношению к уровню 2023-го, а к 2036-му – вдвое. Все эти цели закрепили в указе о национальных целях развития страны. Его подписал президент Путин по прошествии своей пятой инаугурации. Впрочем, взять 2023-й в качестве точки отсчета, кажется, не очень удачным решением. Виной тому подпорченная статистика. В минувшем году в пересчете на 100 тыс. россиян смертность увеличилась в первый раз с 2010, на 2,5% относительно 2022 года.
Еще в 2018-м году Медведевым был утвержден план по снижению смертности от ДТП до нулевой отметки к 2030-м году. Однако сегодня очевидно: от идеи нулевой смертности на дорогах пришлось отказаться, а точнее передвинуть сроки. И это неудивительно. Предполагалось, что к 2024 смертность сократится до 4 человек на 100 тыс., то есть 3,5 раза по сравнению с 2017. Эти планы с самого начала были едва ли выполнимы. Чтобы достичь подобных показателей, японцам понадобилось 39 лет, англичанам – 35 лет, а финнам – 27 лет.
С начала 2024-го, по статистике ГИБДД, аварий стало меньше, но смертность в них, напротив, увеличилась в сравнении с теми же показателями за 2023-й.
Пути решения
Мнения, как это часто бывает, делятся на два лагеря. Первые считают: для достижения этой цели придется полностью остановить дорожное движение. Вторые более оптимистичны и уверены, что необходимо избавиться от нештрафуемого порога превышения скорости в 20 км/ч, заняться ужесточением санкций и активно бороться с пренебрегающими правилами нарушителями.
Также предлагается снизить скорость на городских дорогах с текущих 60 до 50 км/ч, так как при 60 почти нет шансов выжить во время аварии, а вот при 50 – есть. Кроме того, требуется сделать меньше ширину дорог, сузить полосы и увеличить количество искусственных неровностей.
Ко всему прочему, не всегда эксперты лестно отзываются о методике по определению опасных дорожных участков, говоря, что она работает неэффективно. По словам Ивана Вергазова, являющегося автором телеграм-канала «Сказочный проектировщик», нередко участок привлекает внимание сотрудников ГИБДД и чиновников лишь после многочисленных ДТП, в которых погибает немало народу.
Впрочем, ситуацию на самом деле нельзя назвать безнадежной. Свыше 500 городов по всему миру смогли провести год без смертельных ДТП. 2022-й и вовсе для некоторых оказался рекордным: в 180 городах не зафиксировали ни одной смерти на дороге. В чем же секрет? Страны по умолчанию устанавливают скорость 30 км/ч на улицах и в городских центрах. Именно благодаря этому удается снизить количество ДТП, их тяжесть и число погибших.
Снижение скоростного режима, в свою очередь, позволяет людям чувствовать себя в большей безопасности. Вследствие чего они все чаще предпочитают пешие прогулки, следовательно, реже пользуются автомобилями.
Разумеется, помимо радикальной идеи искоренения автомобильного трафика, существуют и другие способы решения. К примеру, заменить классические перекрестки на круговые, а камеры использовать не чтобы штрафовать, а чтобы предупреждать о возможной аварии.
Однако будущее, которое постепенно становится настоящим, ставит перед человеком новые задачи. На дорогах все чаще можно встретить машины с ИИ. Представьте, что у такого умного авто отказали тормоза, и ему нужно выбрать: сбить пешеходов и спасти находящихся в машине или же спасти переходящих дорогу ценой жизни пассажиров. Так можно ли достигнуть нулевой смертности? При таком раскладе данная тема приобретает больше философский смысл.