Автор: Миллер Александра
О закручивании винтиков и гаечек начали писать отнюдь не в 2024-м, а чуть пораньше – в конце 2023-го. Тогда писали, что повышение ставки было весьма ожидаемым решением, и виной тому внутренний спрос, который опережает предложение. Из-за это, как следствие, сохранялся риск дальнейшего разгона цен. Прошло уже несколько месяцев, однако о послаблении остается только мечтать и предсказывать хоть какие-то даты. Тем временем ЦБ по-прежнему настаивает на ужесточении в недалеком будущем. Так что же на самом деле происходит?
Теорией открыто о практике
В первую очередь напомним, о чем конкретно пойдет речь. Денежно-кредитной политикой называется часть государственной политики на экономическом поприще, а главная ее цель – повысить благосостояние населения. Основным ее приоритетом считается обеспечить ценовую стабильность, иначе говоря, стабильно низкую инфляцию, а также сохранение устойчивого курса валют, финансовой стабильности и стимулирование сбалансированного роста экономики.
Есть и альтернативные определения, которые без особых прикрас дает возможность четко понять, что такое ДКП. Канадский Банк трактует это как регулирование средств и кредита в экономике, чтобы удержать стоимость (покупательной способности) нацвалюты. Американский ФРС характеризует как деятельность ЦБ, направленную на достижение максимальной занятости населения, стабильных цен и скромных долгосрочных ставок через управление краткосрочной ставкой, стоимостью и доступностью кредита.
Вместо паузы – антракт
В июле Центробанком был опубликован ряд документов. В них говорится о необходимости в последующем ужесточении денежно-кредитной политики. Помимо этого, уже не просто не исключают, а твердо заявляют: сохранить ее придется на более долгий срок, чем предполагал регулятор в апреле.
Требуется это, чтобы прекратить разгон зарплат на трудовом рынке, параллельно осуществляя поддержку по увеличению накоплений с целью финансирования планомерного экономического роста. Впрочем, проинфляционный фактор остался, по мнению ЦБ, все тем же – спрос, расширяющийся быстрее предложения. Правда на этот раз список факторов оказался шире. По оценке аналитиков из ДИП регулятора, кроме неудовлетворенного спроса, теперь добавились и ожидания по увеличению издержек на доставку импортной продукции в РФ. А они только в некоторой степени могут компенсировать укрепление рубля. По итогу рост потребительских цен как на услуги, так и на товары, которые чрезмерно зависят от курса валют, не стал слабее, а, напротив, лишь усилился. Что это означает? Вклад факторов предложения вырос в усиленную ценовую динамику.
Если же говорить про структурные сдвиги в экономике, то тут пока крайне сложно провести численную оценку или даже описание. Но что же еще такого происходит, раз ДКП решили ужесточать и дальше?
Спрос на кадры добрался до своего исторического максимума и не планирует останавливаться в условиях неоднородной картины по различным отраслям. Тем временем расширение предложения труда весьма стеснено и ограничено ввиду негативных демографический тенденций. Приток мигрантов уже тоже не может решить эту проблему. Постепенно Россия для иностранных специалистов из ближнего зарубежья перестает быть «местом, где медом намазано». Из-за этого зарплаты увеличиваются более быстрыми темпами, чем производительность, угрожая дополнительными инфляционными рисками. Стоит отметить, что речь идет об организациях, где видна сегодня жесткая гонка за кадрами. Многим таким предприятиям поднять зарплаты проще, ведь им помогает государство. Мелкий и средний бизнес не имеют столько «жира», поэтому им выдерживать конкуренцию трудно. Вероятно, будет немало тех, кто ее не выдержит и обанкротится.
В свою очередь, продолжительная жесткая ДКП способна охладить спрос на труд, следовательно, сбалансировать текущую ситуацию и на рынке, и в экономике. На государстве при этом все эти меры едва ли отразятся в связи с новой прогрессивной шкалой налогообложения.
Сейчас эксперты видят логичным повышение ключевой ставки на ближайшем заседании ЦБ. Одни говорят об увеличении до 18%, а другие – сразу до 20%. Но это все-таки маловероятно, так как сложившаяся обстановка не предвещает подобных величин из кризисного сценария. На сегодняшний день остается не ясным, сколько еще ужесточение продлится. Возможно, пока не стоит ожидать в обозримом будущем снижения инфляции и ставок, а, значит, все уже сделанные прогнозы можно чуточку «перенести на потом».