Автор: Виктория Лисунова
Случалось ли когда-нибудь с вами, что вы опоздали на свой рейс и самолет улетел без вас? Уверены, что кто-то да оказывался в такой ситуации. Но другие пассажиры не успевали обрадоваться свободному рядом месту, потому что авиакомпании предусмотрительны в этом вопросе. Они придерживаются цели максимальной заполняемости самолета, поэтому и прибегают к специальным мерам, в числе которых — метод овербукинга.
Овербукинг, что в переводе с английского значит «сверхбронирование» — это практика, широко используемая в гостиничном и авиаперевозчике бизнесе, при которой организации сознательно продают больше мест (или номеров), чем у них есть в наличии. Эта стратегия направлена на максимизацию загрузки и увеличение доходов, учитывая, что в реальности не все покупатели используют свои билеты или брони, и некоторые могут отменить свои планы в последний момент.
Продажа большего количества билетов, чем есть на самом деле, может привести к ситуации, когда пассажира просто напросто не смогут зарегистрировать на рейс. Авиакомпании обычно пытаются сгладить эту проблему, предлагая компенсации или альтернативные решения. Однако такая ситуация способна вызвать у клиентов недовольство и негативные эмоции. Кроме того, практика овербукинга может серьезно подорвать их доверие к компании. В 2022 году суд подтвердил факт избыточной продажи билетов лоукостером «Победа», в 2023 году в овербукинге уличили компании S7 и Аэрофлот.
Причины овербукинга
Авиакомпании сталкиваются с тем, что определенное количество пассажиров не приходит на рейсы. Согласно мировой статистике, около 5-10% пассажиров по самым разным причинам могут отменить свои планы или изменить маршрут в последний момент. Чтобы компенсировать этот процент и избежать убытков, компании продают больше билетов, чем мест в самолете.
Еще одна причина овербукинга, о которой следует упомянуть — это замена воздушного судна. Самолеты бывают разных размеров и, соответственно, разной вместимости. Если изначально воздушное судно было рассчитано на большее количество пассажиров, то, очевидно, при его замене на судно меньшего размера — все пассажиры туда просто не поместятся.
Как авиакомпании выходят из таких ситуаций?
Если вы стали тем человеком, на котом закончились места в самолете, не отчаивайтесь, возможно именно вам выпал счастливый билет — ведь вам могут предложить повысить класс обслуживания. В числе других видов компенсаций также могут быть — возврат денежных средств, предложение улететь следующим ближайшим рейсом по вашему направлению, а также получение скидки на покупку следующего билета.
Правовые аспекты
В большинстве стран существуют законы, регулирующие права пассажиров в ситуации овербукинга. Например, в Европе действует Регламент ЕС 261/2004, который защищает права пассажиров. Если пассажир не может вылететь из-за овербукинга, он может расчитывать на компенсацию, а также на предоставление альтернативного маршрута до места назначения. В США также существуют правила, но они менее строгие по сравнению с европейскими. В России же овербукинг не запрещен, но и не закреплен законодательно, поэтому авиакомпании зачастую все равно продают больше билетов, чем мест в самолете. При этом Минтранс РФ не планирует легализовывать практику овербукинга.
«Нет, мы этого не планируем. Здесь внимательно следим за авиационными компаниями, чтобы не допускать таких ситуаций, когда пассажир приходит по купленному билету и не попадает на рейс. Эти сбои должны решаться авиационными компаниями в законном порядке», — ответил министр транспорта Роман Старовойт.
Рекомендации для пассажиров
Хоть избежать овербукинга полностью невозможно, существуют практики, которые могут помочь минимизировать риски:
- Раннее прибытие в аэропорт. Регистрация на рейс и получение билета как можно раньше может помочь избежать ситуаций, когда вы останетесь без места.
- Покупка билетов напрямую через авиакомпанию. Часто, когда билеты покупаются через сервисы, вероятность овербукинга может увеличиваться.
Овербукинг — это сложная и многогранная практика, которая позволяет авиакомпаниям эффективно управлять своими ресурсами и минимизировать убытки. Однако она создает определенные риски для пассажиров. Зная о них и о своих правах, пассажиры могут более осознанно подходить к своим перелетам. В свою очередь, для обеспечения лояльности и положительного имиджа, компаниям необходимо внимательно подходить к процессу управления овербукингом и стремиться минимизировать его негативные последствия для клиентов.