Автор: Миллер Александра
Что же на самом деле эффективнее для здоровья общества? Ради его защиты в России нередко предлагают принять какой-нибудь запрет. Например, уменьшить время продажи алкоголя в будни, запретить продажу сигарет тем, кто родился после 2009 года, или распространение среди детей информации, которая оскорбляет или отрицает традиционные ценности. Но если чайлдфри окажется вне закона, то повысит ли это рождаемость в стране?
Работают ли жесткие запреты?
Идей всегда много, и все они разные. Недавно Ярослав Нилов вместе с другими депутатами из ЛДПР предложили рассмотреть проект закона, который запретил бы работодателям отказывать при трудоустройстве девушкам без детей. При этом в конце 2023 в РФ вспомнили о налоге на бездетность и предложили вернуть его, что вызвало замешательство у граждан и экспертного сообщества. В последнее время политиками и общественниками действительно уделяется повышенное внимание инициативам, связанным с проблемой деторождения.
Впрочем, ни для кого не секрет: громкие запреты дают неоднозначные результаты. Возьмем в пример антиалкогольные кампании 1985-1990 годов. Хотя тогда немало магазинов закрылось, часть исчезнувшего объема заменил самодельный суррогат. Для понимания картины скажем: в 1985-м за самогоноварение было привлечено к отвественности порядка 30 тыс. человек, через год – 150 тыс., через два года – 397 тыс. И если снижения реализации продукции добиться удалось, то ущерба здоровью людей – нет, поскольку государство больше не могло знать наверняка, что же пили люди.
Однако существуют и мягкие запреты. К примеру, меры по борьбе с курением стали внедрять еще в 2000-х. С помощью закона ограничили поштучную продажу сигарет, рекламу, запретили продавать табачную продукцию лицам, не достигшим совершеннолетия. Ужесточение произошло в 2013-м. Тогда запретили рекламировать изделия и курить в ресторанах, барах и гостиницах. И хотя в 2019-м международной группой исследователей было констатировано: рак легких и иные опухоли органов дыхания все же являются главной причиной смертности среди онкобольных, частота развития подобных заболеваний и смертность от них все-таки снизилась, в том числе на территории РФ.
Закрытие табачных витрин, маркировка пачек, исключение визуальной демонстрации такого товара в итоге тоже привело к уменьшению доли курильщиков.
Идеология бездетности
По словам Эльвиры Аиткуловой, члена комитета ГД по просвещению, поколение, рожденное после 2011 года, более 22% выбирают жизнь без детей. И государство подзадумалось: быть может, надо защищать семьи и в интернете? Если чайлдфри запретят, то физлицам при нарушении грозит штраф от 50 до 100 тыс., должностным лицам – от 100 до 200 тыс., юрлицам – от 800 до нескольких миллионов.
ВЦИОМ даже провел опрос: 44% участников за санкции, 48% – против, причем не поддерживают эту идею преимущественно бездетные граждане из больших городов. 41% респондентов уверены, что штрафы за пропаганду никакой пользы или вреда не принесут обществу. Еще 55% считают, что проект закона не повлияет на рождаемость.
Сразу возникает вопрос: что будет считаться пропагандой? Предварительно, посты и публикации, где высказано свое мнение или рассказана истории о семейной паре, которая не может родить ребенка ввиду материальных проблем или медицинским причинам, пропагандой не считается. Пропаганда – популяризация бездетного образа жизни по сознательному убеждению. И все же, что мешает на практике пост о выборе человека принять за пропаганду? Как отметил адвокат Дмитрий Джулай, с точки зрения правоохранительных органов, такая публикация может послужить доводом для наказания.
В Польше также боролись с феминизмом и абортами. Тем не менее это не решило проблему рождаемости. В действительности есть ряд иных факторов, влияющих на нежелание заводить детей. Во-первых, многие не могут позволить себе собственное жилье. Во-вторых, неуверенность в завтрашнем дне. В-третьих, ранняя смертность среди мужчин.
Идеи, как повысить рождаемость, плодятся, но пока демографическая проблема для России стоит остро, вопреки всем усилиям для ее решения со стороны государства.
В связи с чем было предложено не мотивировать женщин к рождению в молодом возрасте, а увеличить рождаемость за счет вторых и последующих детей в семьях. Такая мысль имеет место быть, ведь цифры говорят сами за себя. Если в 2000-м средний возраст женщин при рождении первенца составлял 23,56, то в 2012 – уже 25 лет, в 2022-м – 26,06.