Себестоимость его производства выросла за последние два года на 24 %, а переработки – на 15-18 %, – сообщил на VII Новосибирском агропродовольственном форуме генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
По данным облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр», в рознице бутылка молока объемом 900 мл подорожала с начала ноября 2023 года в среднем на 14,7% и стоит 86,6 рубля за бутылку.
— Причина корректировки цен — рост себестоимости производства по всей цепочке в связи с повышением затрат по ключевым статьям (заработные платы, корма, энергоресурсы, обслуживание оборудования и так далее), – рассказали «Известиям» в Национальном союзе производителей молока. На повышение затрат повлиял также рост ключевой ставки ЦБ.
В 2023 году цены на молоко были стабильны, а сырое молоко году даже снизилось в цене, так как были накопившиеся остатки сухого молока и сухой сыворотки. В конце прошлого года стоимость начала восстанавливаться, и сегодня мы наблюдаем среднюю цену в сентябре в районе 35–38 рублей за литр без НДС, — объяснила «Известиям» зампред комитета по развитию предпринимательства в АПК Московской торгово-промышленной палаты, основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
За три квартала 2024 года производство питьевого молока выросло на 5%, сливочного масла — на 1,6%, творога — на 7,6%, кисломолочных продуктов – 4,5%, а мороженого — на 14,6%. А когда растет объем производства, естественно, требуется сырое молоко, – говорит Марина Петрова.
Среди причин повышения себестоимости сырого молока она назвала рост стоимости кормов, который складывается из стоимости семян, импортных средств защиты растений, цены зарубежной сельхозтехники и комплектующих. Другие причины – рост ключевой ставки Центробанка, которая достигла 21%, а также цены на энергоносители и ГСМ.
В случае с переработкой молока на себестоимость также влияют вторичные санкции, – указывает эксперт. – Поставки комплектующих, оборудования, упаковочных решений, ингредиентов велись из-за рубежа.
Молоко сегодня дорожает из-за роста стоимости кормов и ветпрепаратов, отмечает экономист, основатель «Ценозавра» Константин Калугин. Еще один фактор — недостаточное производство молочного жира.
Независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов подтверждает, что цены подняли и производители молока, и переработчики, и ритейл, но не считает ситуацию критичной.