Автор: Ирина Соломатина
«Большинство наших читателей, наверняка, помнят замечательный фильм с Мег Райан и Томом Хэнксом, в котором герои знакомятся по переписке в интернете и с замиранием сердца ждут писем друг от друга.
Однако ожидание писем и других отправлений может вызывать и отрицательные эмоции, особенно, когда важная деловая переписка месяцами отлеживается на полках в почтовых отделениях. А ведь не всегда есть возможность объяснить госорганам, что документы они не получили по вине «Почты России». Да и срок рассмотрения обращений в этом случае сильно затягивается. А если вопрос, указанный в обращении, крайне важен для организации? Или речь идет о срочной коммерческой переписке? А если в почтовом отделении лежит без движения посылка с лекарственными препаратами?
Как ранее сообщало издание «msk1.ru», жители Москвы и области пожаловались на работу сортировочного центра «Почты России» в Мытищах, на Новомытищинском проспекте. Из текста сообщений клиентов «Почты» следует, что перебои наблюдаются уже с 30 сентября.
В пресс-службе «Почты России» сообщили, что «ситуация носит временный характер и связана в основном с нехарактерным для этого периода ростом объемов всех видов отправлений, в том числе негабаритных, которые требуют ручной обработки».
Нашему изданию также стало известно, что проблема с невозможностью отправки и получения почтовых отправлений наблюдается с начала октября и в почтовых отделениях г. Химки.
В то же время, по мнению клиентов, своими действиями/бездействиями АО «Почта России» нарушает положения 176-ФЗ «О почтовой связи», а также «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных Приказом Минцифры России от 17.04.2023 №382.
С чем же связаны серьезные перебои в работе «Почты России»?
Сотрудники одного из отделений в качестве причины в неофициальных беседах указали отсутствие персонала. По словам источника нашего издания, в почтовых отделениях происходят массовые увольнения водителей. Видимо, ситуация и правда критическая.
По данным «Интерфакс», только за первые девять месяцев 2024 года «Почта России» получила чистый убыток 9,4 миллиарда рублей, что в 3,6 раза больше чистого убытка по итогам девяти месяцев 2023 года. Впервые с 2014 года с получением годового убытка почта России столкнулась в 2022 году. И на тот момент он составил 27 млрд рублей. Вследствие чего Правительством РФ было принято решение провести аудит работы «Почты» и разработать новую стратегию ее развития.
Однако проблемы с получением отправлений наблюдаются и в других организациях. Так, по многочисленным сообщениям участников рынка авиационных грузоперевозок, клиенты дочернего предприятия Международного аэропорта «Шереметьево» - грузового терминала «Москва Карго» с 12 по 13 ноября 2024 года столкнулись с существенными затруднениями как в получении, так и в отправке груза. По словам клиентов, связаны они были со сбоями в работе системы управления складом, что привело к огромным очередям.
Как говорят специалисты, одной из возможных проблем, связанных с неработоспособностью автоматизации на грузовом терминале, обслуживающем международные поставки, может являться риск внесения недостоверных данных в таможенную отчетность, и соответственно как дальнейшая задержка груза для разбирательств, так и вынесение значительных штрафных санкций.
Фото издания
Судя по фотографиям, клиентам «Москва Карго» на терминале, действительно, пришлось провести не один час. А учитывая достаточно оригинальную настройку информационного табло, на котором отражается номер в очереди клиента, чтобы не пропустить свой номер, необходимо пристально на протяжении всех часов ожидания смотреть на экран, закинув голову. Экраны достаточно высоко расположены, поэтому, если на них смотреть не отрываясь, уже через 15-20 минут ужасно заболит шея и голова. Но что произойдёт спустя 3-4 часа? Думаю, без хорошего мануальщика не обойтись. Если же в течение времени ожидания появится необходимость отлучиться хотя бы на пять минут, можно и очередь пропустить. Дело в том, что номер в очереди на экране загорается всего-навсего на пару секунд, а затем просто исчезает с табло, а не как обычно это бывает в других организациях - остается в списке, просто постепенно спускается вниз экрана.
Скриншот отзыва о грузовом терминале "Москва Карго", размещенного в Яндекс
А может столь инновационные настройки информационного табло связаны с тем, что раньше клиенты, сходящие с ума от скуки в огромных очередях, фотографировали табло и отправляли жалобы? И предприимчивые руководители грузового терминала решили, что скрыть очередь гораздо проще, чем решить проблемы ее создающие? Вопрос для размышлений…
Не самым лучшим образом системный сбой отразился и на авиаперевозчиках. По информации источников издания, воздушные суда были вынуждены улетать практически полупустыми в плане груза, а учитывая тарифы на аэропортовые услуги в Шереметьево, которые регулярно растут, дополнительные расходы достаточно болезненно отражаются на авиакомпаниях. Прейскурант только на взлет-посадку с 2016 года увеличился более чем в 3 раза (с 199 руб. за одну тонну максимальной взлетной массы (МВМ) в 2016 году до 656,80 руб. в 2024 году (в т.ч. 319,50 руб. - инвестиционная составляющая, которая появилась сразу после заключения договора концессии в 2018 году). В то же время заместитель руководителя ФАС А. Редько при согласовании передачи аэропорта в концессию заявлял, что «в условиях жесткой конкуренции не видим рисков существенного роста тарифов на взлет — посадку. Согласно финансовым моделям, аэропорт предполагает возмещать инвестиции в аэродромную инфраструктуру главным образом за счет увеличения пассажиропотока, а не роста тарифов на взлет-посадку воздушных судов».
Да и тарифы в грузовом терминале «Москва Карго» неумолимо ползут вверх. И несмотря на то, что в качестве ОСНОВНОЙ указанной причины победы «дочки» аэропорта в тендере ПАО «Аэрофлот», проведенного в 2015 года, назывались именно более низкие тарифы, нежели у конкурента, уже 20.06.2016 Российская газета сообщила о повышении тарифов ООО «Москва Карго» с мая 2016 года. «Так, практически на треть теперь выше тариф на обработку опасного груза и генерального груза. Вес - кило, а разница в цене заметно большая! И таких килограммов за год набирается несколько миллионов… Обработка скоропортящегося товара выросла на 22%, а тариф на обслуживание прочих категорий грузов (в том числе животных в живом весе) увеличился почти на 14%».
А уже 2 апреля 2018 года большинство тарифов на международных линиях увеличились на 13%, на внутренних линиях - на 24% однако некоторые больше. Так, основной тариф на хранение генерального груза на складе (он особенно актуален в условиях регулярного коллапса в МК) до 5 суток вырос на 69%, от 6 до 10 и свыше 10 суток - на 51%, минимальный сбор на 69%, погрузка/разгрузка на 24%.
Выходит, первоначально предоставленные более низкие тарифы были только уловкой? Или коммерсанты просчитались, а получив свой «выигрыш», поняли, что не справляются? И после первого же эмбарго пересмотрели свой нереализуемый бизнес-план?
Также авиакомпаниям частенько приходится нести лишние затраты из-за вынужденного ухода воздушного судна на второй круг при подлете к Шереметьево. Причины: наличие посторонних предметов на взлетно-посадочной полосе или стаи птиц, которые кружат над аэродромом. И это не случайно. Надо сказать, что руководство «Шереметьево» с большой любовью относится к животным, видимо, по этой причине создавая для их жизнедеятельности самые благоприятные условия - по нашей информации, покрытие перрона оставляет желать лучшего. В некоторых местах образовались огромные ямы, которые при выпадении осадков быстро превращаются в целые озерки – отличные условия для обитания птиц. А близлежащие свалки – прекрасное место для пропитания пернатых. Да и лис на ВПП порой можно встретить, а то и ондатра пробежит, видимо, опаздывая на свой рейс (с каким интересом читатели соцсетей наблюдали за тем, как зверек семенил лапами по взлетно-посадочной полосе). Причем присутствие полуводного грызуна также доказывает наличие водоемов на территории аэродрома. Да и столкновения воздушных судов со стаями птиц – только на моей памяти происходили не менее трех-четырех раз. И это только те случаи, которые бурно обсуждались в СМИ.
А прибавьте еще достаточно существенные расходы на ремонт поврежденных ВС, которые периодически выявляются после обслуживания самолета в крупнейшем российском аэропорту. (С начала 2024 года уже не менее 7 раз происходили повреждения воздушных судов, выявленные после их обслуживания в московской гавани). Ранее РБК сообщало об инциденте, когда стажер погрузчика врезался в авиалайнер.
Или проблемы с шасси после посадки в «лучшем европейском аэропорту», являющемся победителем многочисленных конкурсов и лауреатом премий. Ранее наше издание уже сообщало о 10 случаях порезов и других повреждений колес авиалайнеров в аэропорту Шереметьево с начала года. В свою очередь издание Baza сообщало о том, что авиакомпания «Россия» только за один день обнаружила сразу на 9 авиалайнерах повреждения. По данным телеграмм-канала издания, «на послеполётном осмотре техники выявили однотипные повреждения: у девяти «суперджетов» был сильный порез пневматиков второго колеса на левой основной стойке шасси. С такими повреждениями летать нельзя, поэтому проколотые колёса пришлось менять».
Но оторвемся от обсуждения достаточно специфической и вызывающей множество вопросов организации работ служб и структур аэропорта и вернемся к нашим баранам…пока трудно сказать, по какой причине произошел сбой системы в «Москва Карго». Но одно очевидно – в сегодняшних реалиях тем, кто вовремя не прислушался к призывам нашего президента о переходе на отечественное ПО, придется не сладко.
В то же время в официальной презентации терминала говорится, что поставщик оборудования в «Москва Карго» - компания Lödige Systems (Германия), и в нее входит «Автоматизированная система хранения и перемещения грузов» и «Автоматизированная зона контейнерного хранения и обработки».
Вместе с этим, как стало известно из средств массовой информации, лидер киевского режима Владимир Зеленский в понедельник, 11 ноября 2024 года, утвердил новые санкции в том числе в отношении сервисных служб аэропорта Шереметьево. Как выяснилось из документа под номером 762/2024, ООО «Москва Карго» в этом списке числится под номером 56.
Связана ли информация о проблемах с немецкой системой управления терминалом с информацией о введенных санкциях, не сообщается.
Надо сказать, грузовые коллапсы для «дочки» аэропорта в преддверии сезонного пика – дело уже практически привычное.
С другой стороны, долгое ожидание в очередях, как показала практика, не самый плохой вариант, когда речь идет о сотрудничестве с частно-государственной монополией или ее структурной единицей. Как известно – монополии приводят к застою экономики. В то же время ФАС уже признала Международный аэропорт Шереметьево виновным в нарушении п.8 ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных условий доступа грузового терминала «Шереметьево-Карго» к инфраструктуре аэропорта. А сосредоточение полного контроля в одних руках и подавление конкуренции неминуемо приводит к ухудшению качества предоставляемых услуг. Поэтому особого удивления уже не вызывают случаи, когда клиенты «Москва Карго» вынуждены обращаться в суд не только в связи с порчей груза, но и его пропажей. Но бывают случаи, когда даже контролирующему органу – таможенной службе приходится искать справедливость в судебных инстанциях.
Так, в картотеке судебных дел Арбитражного суда Московской области мы нашли весьма интересный документ под номером А40-49791/2024-21-368. Согласно судебным документам, в 2021 году Шереметьевская таможня была вынуждена возбудить дело об административном правонарушении и изъять партию товара.
Данные действия происходили на территории грузового терминала «Москва Карго». Поэтому таможня назначила «дочку» Шереметьево ответственной за хранения изъятого груза. И всем бы было хорошо и спокойно, если бы впоследствии груз чудесным образом не растворился в закромах склада временного хранения. И вот, когда для продолжения расследования таможенному органу понадобился груз, вверенный на хранение «Москва Карго», выяснилось, что его уже и след простыл.
Конечно, грузовой терминал делал попытки оправдаться и даже сообщал суду, дескать часть партии товара была передана представителю Росимущества. Но судьи – народ бывалый и верят доказательствам, а не словам. Поэтому, несмотря на все ухищрения ответчика, «судом установлено, что товар утерян по вине ООО «Москва Карго». И за недостачу товара в совокупном количестве – 2105 шт (6 776,41 евро), выявленную в ходе таможенного осмотра 11.07.2024 г., ответственность, по решению суда, полностью лежит на «дочке» аэропорта.
Таможню, которая не стала закрывать глаза на преступление, а обратилась в суд, понять, конечно, можно. Тем более, в 2022 году на одном достаточно популярном интернет-ресурсе уже выходила анонимная статья, в которой говорилось о «разворованном складе невостребки» в ООО «Москва Карго», и обвинения были адресованы также и Шереметьевской таможне. А кому захочется нести ответственность за чьи-то преступления?
Да и с пропажей или утерей груза клиентам терминала уже приходилось неоднократно сталкиваться. Но одно дело, когда речь идет об изъятой таможней и впоследствии пропавшей партии товаров, а совсем другое, когда подобные действия персонала грузового терминала чуть не стоили онкобольному ребенку жизни.