Автор: Ирина Соломатина
Федеральная антимонопольная служба РФ признала Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) виновным в нарушении п.8 ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных условий доступа грузового терминала «Шереметьево-Карго» к инфраструктуре аэропорта. И это уже не первый случай, когда правда оказывается на стороне организации, которая более 30 лет является законопослушным налогоплательщиком, обеспечивающим рабочими местами сотни наших граждан, и считает своим долгом помогать ближним и оказывать поддержку нуждающимся. Всегда следовала выбранному в начале пути курсу по цифровизации и развитию собственных технологий и своим трудом доказывала преданность России и ее гражданам.
Видимо, поэтому ни давление со стороны Международного аэропорта Шереметьево, который вот уже не один десяток лет пытается сломить грузовой терминал, ни таможенная служба, регулярно подкидывающая новые проблемы, ни проверки контролирующих органов не могут сбить с намеченного пути высокотехнологичный грузовой терминал. Да и к трудностям трудовой коллектив и акционеры предприятия давно уже привыкли. И даже, когда Международный аэропорт Шереметьево и его дочернее предприятия ООО «Москва Карго» старались изо всех сил создать сложности в работе «Шереметьево-Карго», его руководство рук не опускало, а боролось за свои нарушенные права. Причем исключительно законными способами.
Так в чем же секрет несгибаемого крупнейшего российского грузового терминала?
История развития предприятия, описанная на сайте АО «Шереметьево-Карго», ярко отражает основные цели и задачи, которые ставило перед собой руководство компании. Казалось бы, что после всех сложностей и давления, с которыми АО «Шереметьево-Карго» вынуждено регулярно сталкиваться в своей работе, любой опустит руки. Но только не акционеры крупнейшего грузового терминала России.
С первых дней существования организации, когда еще только появилась законная возможность создавать арендные предприятия, в 1991 году трудовой коллектив на базе ЦУМВС образовывает арендное предприятие Автоматизированный грузовой комплекс (АП АГК). Причем, видя основную свою цель не в быстром обогащении, а в создании крупнейшего высокотехнологичного грузового терминала, сотрудники комплекса прикладывали все силы для развития и процветания терминала.
И далее в 1993 году после приватизации предприятия, трудовой коллектив, став его акционерами, продолжил изо дня в день выстраивать организационную экосистему, включающую в себя различные структурные единицы, взаимодействующие между собой. Видимо, поэтому АО «Шереметьево-Карго» трудно назвать обычным грузовым терминалом - предприятие является и IT-компанией, и имеет собственный авиационный учебный центр, и структуру по разработке инновационных технологических решений.
Единственным логичным объяснением тому, что за несколько десятков лет грузовой комплекс превратился в разветвленную экосистему является, пожалуй, то, что руководство компании своевременно пришло к выводу - мало обеспечить людей техникой, необходимо грамотно и системно выстроить их работу. И именно системный подход в организации производственных процессов и сквозной контроль их выполнения позволили «Шереметьево-Карго» по праву называться крупнейшим российским высокотехнологичным грузовым терминалом.
Причем российским еще и потому, что акционерами грузового терминала всегда являлись исключительно граждане России, бывшие и нынешние сотрудники компании. На сегодняшний день их насчитывается 272 человека, - сообщается на сайте компании (каждое из физлиц владеет не более 4,45% акций компании). И прибыль никогда не выводилась в офшоры для ухода от уплаты налогов. А как видно из графика распределения прибыли в АО «Шереметьево-Карго» за 2002-2023 гг., более ее половины (54%) вкладывалось в развитие предприятия. Также привыкшее к трудностям руководство компании всегда стремилось оказывать любую посильную помощь ближнему и, следуя принципу «Возлюби ближнего своего, как самого себя», вместо приобретения яхт и загородных вилл, выделяло более 14% прибыли на Благотворительность.
Так как без духовной поддержки и единения, возможности обратиться к Богу, персоналу компании было очень тяжело противостоять могущественным врагам, было принято решение построить на территории и за собственные средства «Шереметьево-Карго» храм Воскресения Христова, в стенах которого сотрудники предприятия могли просить Бога защитить предприятие и придать им сил и веры, которые были так необходимы в непростое время.
Все годы существования компании основным ресурсом предприятия был ее персонал. Именно поэтому, с какими бы сложностями не приходилось сталкиваться «Шереметьево-Карго» (и при введении ограничительных мер в период пандемии Соvid-19, и при санкционном давлении западных стран, и при непрекращающемся ущемлении прав предприятия со стороны АО «МАШ» и его дочерних предприятий), основной статьей расходов всегда оставалась заработная плата.
И даже в период достаточно весомого проседания грузооборота, уровень заработной платы снижался гораздо меньшими темпами.
Видимо, поэтому, когда МАШ, используя свое доминирующее положение стал создавать дискриминационные условия доступа грузового терминала к инфраструктуре аэропорта, по всей видимости, чтобы устранить конкурента своей «дочки» - ООО «Москва Карго», и руководство грузового терминала обратилось в ФАС РФ за защитой нарушенных прав, весь коллектив «Шереметьево-Карго» сплотился и встал на защиту родного предприятия. Более 2-х лет рассматривалось дело о возможности нарушения аэропортом антимонопольного соглашения. Но в конце концов справедливость восторжествовала, и аэропорт был признан виновным
Правда, практически сразу за принятием федеральной службой решения в пользу грузового терминала последовал очередной запрос от контролирующих органов. На этот раз с требованием о проведении очередной проверки в «Шереметьево-Карго» обратилась Прокуратура.
Как ранее сообщало наше издание со ссылкой на материал, опубликованный изданием «Версия»,документ о проведении проверки в отношении конкурента аэропорта и его дочерних предприятий был подписан заместителем Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте А.Е. Репетенко.
Однако издание «Версия» высказывало предположение, что «одним из инициаторов проверки является теперь уже бывший московский межрегиональный транспортный прокурор Константин Букреев».
Причем, странное стечение обстоятельств наблюдалось не единожды, когда сразу после обращений «Шереметьево-Карго» в контролирующие органы за защитой нарушенных аэропортом и его дочерними структурами прав, следовали проверки в отношении пострадавшего от действий Шереметьево грузового терминала.
Так, ранее господин Букреев уже принимал участие в неудачной попытке блокировать работу «Шереметьево-Карго».
Причем, как и в этот раз, депутатский запрос Анатолия Выборного был направлен в адрес Константина Букреева практически сразу после обращения грузового терминала в Генеральную прокуратуру в связи с нарушением аэропортом Шереметьево антимонопольного законодательства и взятия этого дела под контроль.
И что удивительно - ни депутата, ни вышеназванного (уже бывшего) прокурора даже не смутило, что анонимное сообщение, на основании которого был подготовлен депутатский запрос, имело явные признаки подделки (полное отсутствие каких-либо обоснований своих обвинений, одноразовый электронный адрес для отправки жалобы, ссылки на материалы в «желтой прессе» столетней давности).
Сразу за запросом последовал ряд проверок, а затем даже был выписан Приказ об исключении грузового терминала из реестра владельцев складов временного хранения (СВХ), подписанный на тот момент временно исполняющим обязанности начальника Шереметьевской таможни Олегом Анатольевичем Андреевым.
Причем в тот же день телеграм-канал «Завтрак с таможней» опубликовал сообщение об отзыве из простоя сотрудников дочернего предприятия аэропорта Шереметьево – грузового терминала «Москва Карго».
(Уж не знаю, как у наших читателей, а у меня невольно закрадывается мысль, что «дочке» аэропорта было заранее известно о блокировании работы ее конкурента).
Впоследствии Приказ был, конечно, отменен. Руководство ФТС РФ было уведомлено об отсутствии причин приостанавливать работу грузового терминала, а Генеральная прокуратура даже направила предложение усилить контроль за принимаемыми таможенными органами решениями. Но сколько сил, времени и денег было потрачено впустую на упорную борьбу, отстаивание и защиту нарушенных прав «Шереметьево-Карго»? И сколько пользы могли бы принести эти денежные средства, вложенные в развитие предприятия и рост благосостояния его сотрудников?
С другой стороны, ни одно несправедливое дело не остается безнаказанным. Видимо, поэтому на протяжении многих лет все попытки рейдерских захватов и блокирования работы «Шереметьево-Карго» разбиваются о несгибаемый дух его сотрудников. Клиенты компании всегда оказывали и оказывают поддержку надежному партнеру, а очередные проверки контролирующих органов лишь еще раз доказывают отсутствие нарушений, стабильность работы предприятия и 100% обеспечение безопасности при выполнении грузовым терминалом производственных задач в соответствии и на основании выданных ему госорганами лицензий и сертификатов.