Автор: Виктория Лисунова
В России последние годы ведутся активные дискуссии касаемо темы абортов. Обсуждают моральную сторону этого вопроса, ужесточают продажу препаратов для медикаментозного прерывания беременности, запрещают проводить эту процедуру в частных медицинских учреждениях. Аборт называют основной причиной низкой рождаемости в стране. В связи с этим, помимо перечисленных ограничений выше, комитет по охране здоровья выступил с идеей о сокращении допустимого срока для проведения аборта по желанию женщины с 12 до девяти недель.
Несмотря на то, что каждая женщина вправе самостоятельно решать вопрос, касающийся материнства, в обществе до сих пор достаточно радикально осуждаются аборты. Некоторые называют введение каких-либо запретов и ограничений, направленных на принуждение к беременности, «репродуктивным насилием». Этот термин также относится и к идее о сокращении срока для проведения аборта. Однако почему россиянки порой все же соглашаются на проведение такой серьезной процедуры?
Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2022 году, наиболее веским основанием для принятия такого решения назвали наличие угрозы здоровью и жизни женщины, сексуальное насилие, бедность, несовершеннолетие девушки, наличие трех и более детей и др. Зачастую женщины сталкиваются с давлением со стороны семьи, медиков, а также и со стороны государства, но, важно подчеркнуть, что со временем аборт становится в большей степени личным делом женщины, а не общества.
Важно заметить, что сокращение срока для аборта с 12 до 9 недель может иметь ряд серьезных последствий.
Во-первых, в силу того, что иногда определить беременность на ранних сроках может быть сложно, особенно если у женщины нерегулярный цикл, ее доступ к медицинской помощи может быть ограничен. Сокращение временного окна для проведения аборта может привести к принятию рискованных решений или даже использованию небезопасных методов прерывания беременности. В странах, где эта процедура запрещена или ограничена, многие женщины обращаются к нелегальным процедурам, которые часто проводятся непрофессионалами в неподходящих условиях. Это приводит к серьезным осложнениям и даже смерти.
«До девяти недель можно еще обойтись медикаментозными средствами, то есть таблетированными препаратами. Проходит это мягче, более бережно для женщины. Рекомендованы таблетированные препараты до шести недель, но допустимо до девяти. То есть условно это более мягкая процедура для женщин. Но если женщина решила не рожать ребенка, то с наибольшей долей вероятности женщина будет искать какие-то тоже неофициальные методы, неофициальные методы явно будут менее бережны для женщины, чем абсолютно официальные, признанные и проверенные в больницах, с соблюдением всех правил, антисептики. Поэтому заботой о женщине это вряд ли может быть продиктовано, тем более что достаточно большое количество женщин имеют какой-то нестабильный цикл и это достаточно стандартная ситуация, когда женщина узнает о беременности не с самого раннего срока, а, например, в те же восемь-девять или даже десять недель, и такой женщине просто не остается выбора. Женщины точно такой запрос не оставляли, я не от одной женщины не слышала: «Лишите меня права думать еще несколько недель». Для женщины явно безопаснее история, когда она протекает официально», — подчеркивает гинеколог Тамара Мальцева.
Во-вторых, сокращение срока для аборта может противоречить правам женщин контролировать свое тело. Беременность — личное дело каждой женщины, и она должна иметь возможность принимать решение в соответствии с своими убеждениями и жизненными обстоятельствами. И, наконец, в-третьих, ограничение срока для проведения аборта может привести к увеличению числа нежелательных беременностей. Если женщины не имеют возможности прервать беременность в ранние сроки, они могут столкнуться с проблемами, связанными с нежелательным материнством, такими как социальные, финансовые и психологические трудности.
Спешим всех успокоить, со слов зампреда комитета Госдумы по охране здоровья Алексея Куринного, соответствующее предложение принято не было. Он также подчеркнул, что не поддерживает подобный подход и считает, что это не сможет никак улучшить демографические показатели в стране.