Объективные новости через призму совести

Что будет с ценами, если крупным сетям разрешат занимать до 35% рынка в регионах?

30 марта
Что будет с ценами, если крупным сетям разрешат занимать до 35% рынка в регионах?

Автор: Миллер Александра

Если кажется, что цены растут исключительно в России, то это вовсе не так. Аналитики Goldman Sachs Group считают: в этом году сырьевые товары могут подорожать на 15% из-за того, что будут сохраняться геополитические риски, снижаться стоимость заимствований и восстанавливаться производство. Но порой виноваты в росте цен не только изменения на международной арене.

Бесконечные рокировки

На этот раз в Минпромторг поступила инициатива от главы Тамбовской области о повышении порога присутствия для торговых сетей в регионе с текущих 25% до 35%.

Сегодня доля доминирования высчитывается от объема проданной продукции за год в денежном выражении, и она считается важной, если компания хочет приобрести новые площади. Пока ее никто не запрещает увеличивать, но это лишь пока и в связи с уходом многих зарубежных компаний. Данная мера истекает уже в конце года. А вот идея главы Тамбовской области как раз подразумевает поправки в закон о торговле, то есть закрепление «расширения» на законодательном, уже не временном уровне.

Чтобы рассмотреть такое предложение, Минпромторг направил запрос в 47 регионов, из которых сейчас инициативу поддержали в 21 субъекте. 13 и вовсе предложили наделить их правом устанавливать порог самостоятельно. Ранее наше издание писало о том, почему никто не хочет остановить рост цен в РФ.

Благовидный предлог

Можно ли назвать повышение доминирования торговых сетей целесообразным? Одни сочли идею удачной. Например, в Астраханской области уверены: изменения дадут толчок росту объемов продаж отечественных товаров и ценовой конкуренции, поспособствуют расширению местного ассортимента. Кроме того, там рассчитывают на привлечение инвестиций, которые пойдут как на реконструкцию, так и на открытие объектов недвижимости.

В Чувашии тоже оказались не против, приведя следующий аргумент: если увеличится количество магазинов крупных ритейлеров, люди смогут покупать разные товары по оптимальным ценам, также станет более доступна продукция для тех, кто проживает в сельской местности.

Однако все это несбыточная идиллия. На деле регионы может ждать участь Волгограда. Еще недавно южный город мог похвастаться наличием местных продуктовых сетей. Им удавалось успешно сосуществовать друг с другом, хотя у всех присутствие на рынке было отнюдь не скромным. По истечении времени по разным причинам закрылись: «Карусель», «МАН», «Радеж», «Гурман». Так, рынок, казалось бы, освободился, и появилось место развернуться мелкому бизнесу – да только воз и ныне там.

X5 Group, которая владеет «Пятерочкой», «Перекрестком», «Чижиком» и «Каруселью» (закрыли в 2023-м), заявила о покупке 100% ООО «Тамерлан» – сети дискаунтеров «Покупочка», «ПокупАлко» и супермаркетов «Га-Га» (а это 295 магазинов!), чтобы расширить присутствие на юге страны и завладеть лидирующей позицией в регионе. Теперь волгоградцы, чья покупательская способность оценивается как низкая уже далеко не первый год, называя иной раз Волгоград городом продуктовых магазинов, не имеют особого выбора. Куда ни пойдешь – почти все дороги приведут к X5 Group. К тому же ФАС снова разрешила и без того крупной компании выкупить целую сеть, видимо, совсем не боясь возникновения монополии.

В Свердловской области за последние 20 лет тоже закрылось много местных сетей, а вот доля федеральных игроков неуклонно растет. Знакомый X5 Group  в прошлом году выкупил калининградскую «Викторию». Получается, магазины – ниша, становящаяся федеральной, а любая поддержка крупного ритейла – неизбежная смерть для местных торговцев.

Допустим, для Краснодара или Крыма, где достаточно часто встречаются частные магазины – представители малого бизнеса, могут столкнуться с такой же участью. О негативном влиянии предложенной меры на малое и среднее предпринимательство указали и в Челябинской области. В Тульской области действующие нормы посчитали сбалансированными.

Именно норма, ограничивающая розничные сети, создает почву для здоровой конкуренции и не дает монополизировать рынок, устанавливая при этом высокие цены. Вдобавок ко всему, повышение порога чревато намеренным завышением наценок, то есть сети будут зарабатывать на своем доминирующим положении.

Но, разумеется, эта новость позитивная для X5 и Магнита, поскольку внесение поправок положительно повлияет на долгосрочные перспективы роста компаний. Инициатива даст им возможность открывать новые магазины там, где доля рынка близка к пороговому значению. Подрастут и акции компаний.

Читать все материалы